Какими бы выдающимися художественными качествами ни обладал фильм Джулиана Шнабеля «На пороге вечности», премьера которого состоялась в Венеции, у него есть один большой недостаток: рассказанная в нем история не соответствует действительности. По версии нью-йоркского художника и кинематографиста, знаменитого голландца застрелил местный подросток, а опубликованные два года назад 65 набросков — подлинники Винсента ван Гога. Оба эти утверждения неверны.
Предположение о том, что Винсента ван Гога застрелил 16-летний подросток по имени Рене Секретан, впервые выдвинули американские авторы Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит. Их 953-страничная биография художника, опубликованная в 2011 году, основана на скрупулезной исследовательской работе и прибавляет очень много нового к нашим знаниям о ван Гоге, но приложение под заголовком «Заметка о смертельной ране Винсента» стало настоящей сенсацией. Авторы не уточняют, идет ли речь о преднамеренном убийстве или о причинении смерти по неосторожности, но настаивают на том, что 27 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз именно Секретан сделал выстрел, в результате которого художник через два дня скончался.
Наиболее подробное опровержение теории Найфе — Уайт-Смита опубликовали два уважаемых специалиста из амстердамского Музея ван Гога Луи ван Тилборг и Тейо Медендроп. В статье, вышедшей в Burlington Magazine в июле 2013 года, они тщательно проанализировали свидетельства и отношения между Винсентом и его братом Тео в последние недели жизни художника, а также письмо, обнаруженное на его теле, и пришли к заключению, что он покончил жизнь самоубийством, как и считалось ранее.
Самый убедительный аргумент в пользу версии о самоубийстве заключается в том, что в нее верили Тео и коллеги художника. Кроме того, если доверять свидетельству верного друга ван Гога Эмиля Бернара, сам художник перед смертью настаивал именно на этой версии. Бернар присутствовал на похоронах и два дня спустя писал в письме критику Альберу Орье: «Его самоубийство было абсолютно сознательным, и он совершил его в абсолютно ясном уме». Бернару об этом рассказал Тео. Дополнительным аргументом служит тот факт, что несколькими месяцами ранее Винсент ван Гог, по-видимому, уже предпринимал попытку совершить самоубийство в лечебнице в Сен-Поль-де-Мусоль.
Поскольку самоубийство в то время считалось тяжким грехом, церковь в Овере отказалась предоставить свой катафалк для транспортировки тела ван Гога до кладбища, расположенного на вершине холма. Если художник действительно был убит, что могло побудить Тео принять версию о самоубийстве горячо любимого брата?
В фильме представлено как истинное еще одно очень спорное предположение, связанное с подлинностью так называемого альбома из Арля. Утверждается, что этот набор из 65 набросков принадлежал Мари Жину — владелице арльского Café de la Gare, в комнатах при котором останавливался ван Гог. В 2016 году обнаруженные наброски опубликовала авторитетный канадский ученый Богомила Уэлш-Овчарова.
В 2010 году, за три года до того, как набросками занялась Уэлш-Овчарова, ко мне обратились с вопросом об их подлинности. Тогда я решил, что оснований для того, чтобы установить авторство ван Гога, недостаточно. После публикации альбома рисунки изучил Музей ван Гога и пришел к выводу, что «они сделаны не ваг Гогом» и являются «гораздо более поздними подражаниями рисункам ван Гога, автор которых вдохновлялся репродукциями». Музей обратил внимание на вопросы, связанные с типом чернил, на их заметное выцветание, на тип пера или кисти, топографические ошибки в набросках, на стиль и порядок, в котором опубликовали рисунки из разобранного на листы альбома, а также на отсутствие убедительного провенанса.
Возвращаясь к фильму «На пороге вечности», хочется отметить, что любой художник или кинорежиссер, вне всяких сомнений, имеет право использовать воображение, чтобы сказать об исторической личности нечто новое, но при этом крайне важно помнить, что его произведение не обязательно отражает правду. Вышедший в 1955 году фильм «Жажда жизни», основанный на одноименном романе 1934 года, породил множество мифов о «безумном» художнике, до сих пор влияющих на образ ваг Гога в глазах широкой публики. Конечно, Шнабель признает, что его фильм — «вымысел», и, конечно, его интерпретация может дать нам новый, интересный взгляд на жизнь и творчество ван Гога, но хочется надеяться, что «На пороге вечности» не породит новых мифов о нем. Так или иначе, подождем выхода фильма на экраны и посмотрим, как Шнабель рассказал историю одного из самых загадочных художников.