18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наполеоновские планы Парижской биеннале

С 8 по 16 сентября в Гран-пале проходит ежегодная ярмарка La Biennale Paris, ранее известная как Биеннале антикваров. Стремясь поразить воображение публики, организаторы призвали на помощь модного дизайнера Жан-Шарля Кастельбажака и дух Наполеона

Название биеннале стало у завсегдатаев поводом для шуток, ведь с 2017 года ярмарка проводится ежегодно. Организаторов понять можно: крупные антикварные ярмарки TEFAF (проходит в Маастрихте и Нью-Йорке) и лондонская Frieze Masters тоже проводятся раз в год — не отставать же от конкурентов!

Архитектура Гран-пале с его гигантским стеклянным куполом располагает к гигантомании, и модельер Жан-Шарль Кастельбажак, ставший в этом году арт-директором Парижской биеннале, охотно поддался искушению. Первое, что видит посетитель, — висящая под куполом конструкция из разноцветных полотнищ, похожая на шатер бродячего цирка. Сам Кастельбажак предпочитает называть ее «небесной каруселью». По мысли дизайнера она должна напоминать о походных палатках и знаменах Великой армии. На каждом полотнище — слегка карикатурное изображение одного из сподвижников Наполеона. Нашлось место и для его жен — Жозефины и Марии-Луизы. Под шатром — зеркальный куб, внутри которого прячется некоммерческая выставка «Наполеон, император под стеклянным куполом». Предметы для нее предоставил Пьер-Жан Шалансон — коллекционер, с юных лет фанатично скупающий вещи, принадлежавшие Бонапарту. Здесь и карты европейской части России в тисненом золотом футляре, и детская сорочка сына императора, Наполеона II, и даже свидетельство о разводе с Жозефиной. Есть в экспозиции, разумеется, и парадные портреты Наполеона, и его мраморный бюст работы Антонио Кановы — как-никак биеннале в первую очередь ярмарка искусства (с небольшими дополнениями в виде коллекционного дизайна, букинистики, старинных часов и ювелирных украшений).

По размерам биеннале получилась довольно скромной — 76 участников, две трети из них — из Франции. Последнее, впрочем, не удивляет, ведь организатор события — французский Национальный синдикат антикваров (SNA). Цены по сравнению с крупными ярмарками-конкурентами довольно умеренные, работы стоимостью больше миллиона евро здесь наперечет. В основном это произведения импрессионистов. Парижская галерея Damien Bouquet за €5,5 млн предлагает вполне музейного уровня полотно Огюста Ренуара «Портрет мадемуазель Фунез» (1880). А на стенде Raphael Roux dit Buisson за €3,8 млн продается настоящий раритет — рисунок Винсента ван Гога «Швея у окна» (1881), выполненный акварелью, пастелью и углем. Там же можно приобрести «Вид Дьеппа» (1882) Клода Моне за €3,2 млн. Галерея Helene Bailly за €1,4 млн предлагает импрессионистский пейзаж Поля Гогена «Обрывы в Ла-Буе» (1884).

При этом почетное место в самом центре ее стенда занимает «Пейзаж с красным домом» (1918) Петра Кончаловского. За яркое кубистическое полотно, засветившееся на выставках в Русском музее и Третьяковке, просят €780 тыс. А Galerie Berès выставила «Натюрморт с бутылкой» (1917) Маревны за €280 тыс. Этим выбор российского искусства на Парижской биеннале, по сути, и ограничивается. Впрочем, не совсем. На нескольких стендах можно обнаружить поздние работы Марка Шагала, которого французы так же давно и прочно признали за своего, как немцы Василия Кандинского.

Традиционно сильная сторона биеннале — старые мастера. Галерея Florence de Voldère собрала впечатляющую подборку живописи Питера Брейгеля Младшего и его мастерской. За «Драку в трактире» просят €105 тыс., зимние сцены традиционно дороже — €1,4 млн, спрос на них всегда выше. А у галереи Costermans в столь же внушительном количестве представлены работы Яна Брейгеля с учениками, в основном цветочные натюрморты. В уголке стенда галереи Alexis Bordes, специализирующейся на французской живописи XVIII века, скромно висят два небольших живописных тондо Франсуа Буше с характерными для художника игривыми сюжетами — €650 тыс. за пару.

Стенды галерей, специализирующихся на скульптуре разных стран и народов, — одни из самых любопытных на ярмарке. Galerie Mermoz представила впечатляющую подборку скульптуры доколумбовой Америки, Eric Pouillot — китайские древности начиная со времен династии Восточная Хань (I–III века н.э.), Clara Scremini — минималистские объекты из стекла современных авторов. Базельская галерея Cahn, специализирующаяся на античном искусстве, устроила у себя на стенде настоящий маленький музей с более чем сотней экспонатов: флаконы для духов по €1,2 тыс., краснофигурная аттическая керамика — по €50 тыс., а за римский торс — копию шедевра Праксителя «Юноша, убивающий ящерицу» — просят €240 тыс.

Галереи декоративно-прикладного искусства занимают на биеннале самые престижные места — в центре зала, вокруг наполеоновского шатра. Экспозиция галереи Steinitz — одна из самых заметных на ярмарке. Как обычно, эта галерея, в прошлом постоянный гость московских салонов Moscow World Fine Art Fair, выстроила на своем стенде полностью законченный интерьер с резными настенными панелями-буазери, наборным паркетом и зеркалами в пышных барочных рамах. Декораторам, приехавшим в Париж на свою профессиональную ярмарку Maison & Objet и заглянувшим из любопытства на биеннале, оставалось только кусать локти от зависти. Про наполеоновскую тему галеристы тоже не забыли — раздобыли мебель из гостиной сподвижника императора, маршала Даву работы мастера Жакоба Демальтера. За два канапе и четыре кресла просят €250 тыс.

Стенд еще одной известной галереи, Perrin, оформлен лаконичнее. Но здесь продают настоящий шедевр, точнее, даже два — парные шкафы-библиотеки в стиле Людовика XVI с отделкой из черного дерева и черепахового панциря (1770–1780). Их украшают позолоченные барельефы с фигурами муз. Цена комплекта — €1,5 млн.

Позолота буквально слепит глаза на стенде La Pendulerie — галереи, специализирующейся на часах XVIII — начала XIX века. За каминные часы мастера Робера Робена в виде колесницы, запряженной козлами, когда-то принадлежавшие российскому императору Павлу I, здесь просят €105 тыс., а за гигантские настенные часы в стиле Людовика XV из коллекции Юбера Живанши — €320 тыс. За €550 тыс. можно приобрести шедевр часовщика Жан-Симона Бурдье — напольные часы с календарем (1785–1790), отсчитывающие время во всех часовых поясах от Китая до Кабо-Верде, а также показывающие фазы Луны и положение Солнца на небосводе.

Дизайн XX века тоже представлен достойно. На стенде галереи Yves et Victor Gastou, специализирующейся на коллекционном дизайне, нет отбоя от посетителей. Их привлекает удивительный объект — гигантский проигрыватель для пластинок в форме яйца, произведение дизайнера Пьера Тантера. С поднятыми тремя крышками, похожими на крылья, он напоминает, скорее, абстрактную скульптуру и непрерывно играет ностальгические хиты 1970–1990-х. За диковину, изготовленную в 1975 году для некоего парижского меломана, просят €80 тыс.

Неожиданно эффектно смотрится букинистический стенд Camille Sourget с высоким книжным стеллажом, вписанным в полукруглую нишу, похожую на апсиду храма. Тут за €495 тыс. продают самое полное в мире собрание гравюр Джованни Баттиста Пиранези; 27 томов, выпущенных в Париже в 1804–1807 годах, вмещают 1189 отпечатков. Есть раритеты и подешевле. Например, рукописный иллюминированный часослов 1500 года можно купить за €345 тыс.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+