То, что первая персональная выставка 26-летнего художника в России проходит сразу на такой крупной площадке, как Новый Манеж, неудивительно. У Покраса Лампаса, несмотря на молодость, за плечами солидная карьера уличного художника и каллиграфа. В его послужном списке создание самой большой каллиграфической росписи в России на крыше бывшего завода «Красный Октябрь» в 2015 году, сотрудничество с Lamborghini и Pirelli, модными домами Fendi, для которого он сделал самую большую роспись уже в Италии, и Yves Saint Laurent, марками Dries Van Noten и Nike. При этом, как рассказал художник TANR, работая на заказ, он никогда не пытается «быть чужими руками», сам полностью формулирует концепцию и может в любой момент отказаться от проекта, если тот идет вразрез с его ценностями. Арсений Пыженков (это настоящее имя Покраса) успел оставить след и в российских музеях. К выставке Василия Верещагина он расписал фасад Новой Третьяковки символами, смысл которых предлагалось разгадать посетителям, а для выставки «Династия Мин. Сияние учености» в Музеях Московского Кремля снялся в эффектном ролике о каллиграфии. Свой стиль художник называет «каллиграфутуризм»: новые шрифты он создает, препарируя разные системы письменности и сочетая их элементы.
Экспозицию в Новом Манеже можно условно разделить на две части. Одна — это традиционный показ холстов. По словам автора, зрителям демонстрируют в основном новые работы, хотя есть и несколько вещей 2013 года «как начала скачка в экспериментальной каллиграфии». Но интереснее вторая часть — открытая мастерская. Здесь Покрас Лампас планирует проводить каждый день, создавая новые холсты, инсталляции и даже формулируя манифест. Что конкретно будет происходить в мастерской, держится в секрете. «Мне кажется, все удовольствие — в том, чтобы приходить не туда, где ты заранее знаешь, что увидишь, а чтобы вокруг тебя что-то происходило, поэтому вся выставка — это перформанс», — поясняет художник. Ограничивать зрителей Покрас Лампас не намерен — слова, что станут основой новых композиций, выбирает аудитория, и при желании можно даже полежать под мольбертом, за которым работает художник.
Публика на такой подход активно откликается. Чтобы попасть на открытый вернисаж выставки, о котором было объявлено за день в Instagram-аккаунте художника, нужно было отстоять внушительную очередь, в основном из подростков. «Мне важно разговаривать с молодой аудиторией о ценностях, которые должно транслировать современное искусство. Это открытость эксперименту, отсутствие страха что-то создавать и формировать вокруг себя систему знаний, ценностей, круг людей, которые тебя поддерживают, вместо того чтобы пытаться соответствовать заданной парадигме и ожидать оценки от старших коллег», — рассказал Покрас Лампас.
Новый Манеж
Покрас Лампас. /Жизнь/ одного художника. Вход свободный
До 27 сентября