18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестивалям — нет?

№66
Материал из газеты

Директор «Гаража» Антон Белов размышляет о законодательной угрозе кинофестивалям в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Москву можно назвать городом фестивалей. К Московскому международному кинофестивалю, Международному конкурсу имени П.И.Чайковского, ярмаркам меда и «Пикнику „Афиши“» добавилось колоссальное количество событий. Региональная фестивальная жизнь не столь интенсивна, но каждое регулярное крупное событие — от рейва Alfa Future People в Нижегородской области до всеми любимого «Архстояния» в Калужской — поднимает уровень культуры в регионе и степень удовлетворенности от проживания в нем.

Особую гордость городов составляют кинофестивали (которые по своей программе нередко не уступают ММКФ), такие как «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Дух огня» в Ханты-Мансийске или «Зеркало» в Иванове. Количество же небольших, но значимых для своей аудитории кинофестивалей — ретроспектив и показов национального кино, организованных посольствами и культурными центрами, в Москве уже невозможно подсчитать.

И после триумфа чемпионата мира (тоже, кстати, фестиваль — спорта) появляются поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые выкашивают практически всю кинофестивальную деятельность на корню. С ноября публичный показ любого фильма в России — даже однократный — потребует получения прокатного удостоверения, оформление которого занимает время и стоит денег. Фестивальная деятельность также регламентируется: фестиваль не может длиться больше десяти дней, у него должен быть конкурс, но самое главное — каждое событие должно получить аккредитацию в Министерстве культуры и быть включено в специальный реестр.

На деятельности крупнейших кинопрокатчиков эти поправки, как мне видится, не скажутся: редкое артхаусное, неигровое, экспериментальное кино до российского массового проката просто не доходит. Оно встречается со зрителем как раз таки на многочисленных камерных фестивалях, у которых есть своя преданная публика.

Программы показов в музеях и художественных центрах тоже находятся под угрозой. Непонятно, как в этих условиях будут существовать регулярные киносеансы в Третьяковской галерее (куратор Максим Павлов), в «Гараже» (куратор Евгений Гусятинский), в ГЭС-2 (куратор Кирилл Адибеков); что ждет, например, The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL — тоже неясно.

Крайне удручает, что эти поправки не прошли профессиональную экспертизу. По замечанию продюсера Александра Роднянского, процесс получения прокатного удостоверения может стать «инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма». По сути же это завуалированная цензура (мы все чаще узнаем, что какой-то фильм не смог выйти в прокат), хотя я не исключаю, что авторы поправок и не предполагали такого эффекта.

Я солидарен с коллегами, занимающимися кино, в том, что эти поправки нуждаются в доработке или в полной отмене. Только так удастся спасти целый культурный пласт, который может повлиять на становление и развитие — ни много ни мало — новых Эйзенштейнов, Тарковских и Звягинцевых. Но успеем ли мы спасти те несколько сотен кинофестивалей по всей России, которые осенью станут вне закона, или дождемся их вымирания, чтобы потом, заламывая руки, взывать, что «культура гибнет»? 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+