18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фестивалям — нет?

№66
Материал из газеты

Директор «Гаража» Антон Белов размышляет о законодательной угрозе кинофестивалям в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Москву можно назвать городом фестивалей. К Московскому международному кинофестивалю, Международному конкурсу имени П.И.Чайковского, ярмаркам меда и «Пикнику „Афиши“» добавилось колоссальное количество событий. Региональная фестивальная жизнь не столь интенсивна, но каждое регулярное крупное событие — от рейва Alfa Future People в Нижегородской области до всеми любимого «Архстояния» в Калужской — поднимает уровень культуры в регионе и степень удовлетворенности от проживания в нем.

Особую гордость городов составляют кинофестивали (которые по своей программе нередко не уступают ММКФ), такие как «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Дух огня» в Ханты-Мансийске или «Зеркало» в Иванове. Количество же небольших, но значимых для своей аудитории кинофестивалей — ретроспектив и показов национального кино, организованных посольствами и культурными центрами, в Москве уже невозможно подсчитать.

И после триумфа чемпионата мира (тоже, кстати, фестиваль — спорта) появляются поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые выкашивают практически всю кинофестивальную деятельность на корню. С ноября публичный показ любого фильма в России — даже однократный — потребует получения прокатного удостоверения, оформление которого занимает время и стоит денег. Фестивальная деятельность также регламентируется: фестиваль не может длиться больше десяти дней, у него должен быть конкурс, но самое главное — каждое событие должно получить аккредитацию в Министерстве культуры и быть включено в специальный реестр.

На деятельности крупнейших кинопрокатчиков эти поправки, как мне видится, не скажутся: редкое артхаусное, неигровое, экспериментальное кино до российского массового проката просто не доходит. Оно встречается со зрителем как раз таки на многочисленных камерных фестивалях, у которых есть своя преданная публика.

Программы показов в музеях и художественных центрах тоже находятся под угрозой. Непонятно, как в этих условиях будут существовать регулярные киносеансы в Третьяковской галерее (куратор Максим Павлов), в «Гараже» (куратор Евгений Гусятинский), в ГЭС-2 (куратор Кирилл Адибеков); что ждет, например, The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL — тоже неясно.

Крайне удручает, что эти поправки не прошли профессиональную экспертизу. По замечанию продюсера Александра Роднянского, процесс получения прокатного удостоверения может стать «инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма». По сути же это завуалированная цензура (мы все чаще узнаем, что какой-то фильм не смог выйти в прокат), хотя я не исключаю, что авторы поправок и не предполагали такого эффекта.

Я солидарен с коллегами, занимающимися кино, в том, что эти поправки нуждаются в доработке или в полной отмене. Только так удастся спасти целый культурный пласт, который может повлиять на становление и развитие — ни много ни мало — новых Эйзенштейнов, Тарковских и Звягинцевых. Но успеем ли мы спасти те несколько сотен кинофестивалей по всей России, которые осенью станут вне закона, или дождемся их вымирания, чтобы потом, заламывая руки, взывать, что «культура гибнет»? 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+