18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее

№66
Материал из газеты

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников

Выставка, посвященная русской версии экспрессионизма, — размышление о путях и парадоксах искусства на шестой части суши в многоголосом ХХ веке. У тех, кого можно отнести к экспрессионистам, не было манифестов и даже отдельных выставок. Но для нынешнего показа легко нашлось 350 произведений почти 100 художников из нескольких музеев и частных коллекций. От живописи до литографированных книг и плакатов.

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели самые разные художники. Велик соблазн отсчитывать отечественный экспрессионизм от картин Николая Ге, но Русский музей предусмотрительно исчисляет его с Михаила Ларионова. Точнее, с «Парикмахера» (1907), колдующего над подбородком клиента. За ним следует «Дерево», в кроне которого замаскировано несколько фигур. «Дама в шляпе» Эдуарда Спандикова, где богатые желтые локоны контрастируют с фиолетовым головным убором, — это прямая перекличка с немецкими художниками группы «Мост». Понятно, что к экспрессионизму можно отнести ранних Давида Бурлюка, Наталию Гончарову, Василия Кандинского, Ольгу Розанову, Марка Шагала, весь «Бубновый валет»... Присовокупить туда же Павла Филонова еще заманчивее, чем Ге. Но вся философия «аналитического искусства» этому сопротивляется.

Убедительнее для советского извода экспрессионизма 1920-х годов выглядят полуабстрактная «Про­ гулка» Израиля Лизака, ироничные «Стойло Пегаса» и «Матрос» Вячеслава Пакулина, мистическая «Судь­ ба» Василия Чекрыгина. На их фоне «Инвалиды войны» Юрия Пименова выглядят нарочито агитационными, сделанными под сильным влиянием немецких коллег.

До объявления соцреализма единственно верным учением и создания Союза художников СССР Аркадий Проскура успел нарисовать свои «лики», Александр Древин — «Спуск на па­рашюте» и «Барки». Впрочем, экспрессионистический «Праздник на реке» Николая Евграфова относится ко второй половине 1930-х.

Факел экспрессионизма в России надолго превратился в тлеющую лучину. Потом произошло пришествие Джексона Поллока с абстрактным экспрессионизмом, но контекст был уже другим. Зато в последнее время, когда стало ясно, что живопись «холст, масло» жива и умирать не собирается, российское искусство снова с головой окунулось в фигуративный экспрессионизм. Во всяком случае, в Петербурге чуть ли не половина неакадемических выставок — про него. Начало положил продуктивный Анатолий Заславский. Теперь у него много последователей.

Государственный Русский музей
Экспрессионизм в русском искусстве
20 сентября – 19 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+