18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двести лиц Моисея Наппельбаума

История в лицах — благодатный способ разговора со зрителем. В последнее время его небезуспешно эксплуатирует Еврейский музей. Начав с проекта Десять знаменитых евреев Энди Уорхола, продолжает выставкой Моисей Наппельбаум. Ателье (в рамках московской Фотобиеннале-2014).

Портретная галерея отечественных политиков, ученых, деятелей театра, кино, изобразительного искусства и литературы представлена в витринах, напоминающих элементы игры «Тетрис». Дизайнеры экспозиции — неизменное бюро Form. Всего фотографий две сотни, только оригинальные авторские отпечатки. Именно такое количество куратор Мария Насимова отобрала из обширной коллекции кельнского галериста Алекса Лахмана. В Москве Моисея Наппельбаума (1869–1958) показывают редко — чаще в Германии и США.

Пройдя путь от провинциального контратиписта до знаменитого мастера фотопортрета, уроженец местечка под Минском «сделал сам себя». Наппельбаума не увлекали ни пейзажи, ни репортажные снимки. Неизъяснимо его манило лишь человеческое лицо. Родившись в семье со скромным достатком, поскитавшись по России и даже год пожив в Америке, в 1910 году Наппельбаум уже принимает клиентов в собственном фотоателье на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а в 1918м делает первый официальный портрет вождя пролетариата Владимира Ленина.

Надоли говорить, что этот случай немедленно поднял Моисея Соломоновича по служебной лестнице со всеми вытекающими: предоставленной государством студией в московской гостинице «Метрополь», где тогда заседал ВЦИК, портретами Дзержинского, Луначарского, Коллонтай, Бонч-Бруевича, Троцкого, Радека, Зиновьева.

По его стопам пошла и дочь Ида, фотоработы которой также можно увидеть на выставке. Кстати, судьба ее была не столь безоблачной, как у отца. В 1951 году ее арестовали и сослали в лагеря, вдруг вспомнив, что в 1937-м «не добрали за знакомство с Гумилевым». С лесоповала в Озерлаге ее отпустили в 1954 году после смерти «отца народов». Выйдя на пенсию, Моисей Наппельбаум написал свои мемуары От ремесла к искусству.
Еврейский музей
Моисей Наппельбаум. Ателье

Москва
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+