18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»

№66
Материал из газеты

Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов

В начале ХХ века в апартаментах на бульваре Распай встречались литераторы и художники, стены украшали картины, которым сегодня позавидовал бы любой мировой музей, издавался даже журнал. И за всем этим стояла хозяйка салона — баронесса Элен Эттинген, биография которой соткана из мифов. По одному из них, ее отцом был император Франц-Иосиф (на самом деле — польский дворянин Франц Миончинский). А титул и звучную фамилию Элен получила от недолгого брака с офицером царской армии бароном Отто фон Эттингеном. Последующие ее романы составляли причудливые многоугольники. Итальянский художник Арденго Соффичи, тоже павший жертвой чар баронессы, писал, что «это была одна из губительных женщин породы героинь поэм Пушкина и Лермонтова или из романов Достоевского». Элен приехала в Париж в 1903 году. Там уже жил ее двоюродный брат художник Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Пока не грянула революция, стабильный доход в Российской империи не только обеспечивал обоим безбедную жизнь, но и давал возможность меценатствовать. 

Одними из первых они разглядели талант Анри Руссо, поддерживали в начале пути Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Осипа Цадкина и Хаима Сутина. Выкупили права на издание журнала Les soirées de Paris («Парижские вечера») и подарили своему другу Гийому Аполлинеру, который превратил его в рупор авангарда, настолько влиятельный, что коллекционеры, как Сергей Щукин, спешили купить опубликованные в нем работы. Был вхож в их круг и Пабло Пикассо, увлекший Сержа кубизмом, а баронесса давала испанцу уроки русского языка, после чего на его картинах появились русские буквы.

Вокруг жизни этой удивительной пары и построена выставка, собранная из европейских и российских частных коллекций и музеев. В отсутствие прямых наследников архив и  коллекция Элен и Сержа достались семье Руссо (не художника), глава которой работал с Фера в 1930-е годы, и  нынешний его хранитель Альбан Руссо тоже дает работы из нее для выставки. Из Музея Оранжери в Париже едет «Свадьба» Анри Руссо. Городской музей Хельсинки шлет портрет возлюбленного баронессы Леопольда Сюрважа кисти Модильяни. Из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа прибывают работы Александра Архипенко, Сони Делоне, Фернана Леже и Франсиса Пикабиа. 

Рисунки поэтов, подушки и ширмы, эскизы костюмов, которыми промышляла Эттинген, поздние работы Фера дополняют картину. Куратор выставки Алексей Петухов обещает и образовательную программу к выставке, а также первый в музее модный показ аутентичных и реконструированных платьев с 1900-х годов (Элен была еще и законодательницей мод).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парижские вечера баронессы Эттинген
25 сентября – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+