Расположенный на юго-востоке Турции 12-тысячелетний комплекс Гёбекли-Тепе считается самым древним в мире храмом. Возведенный в период докерамического неолита, он появился прежде возникновения письменности и изобретения колеса, на тысячи лет раньше Стоунхенджа и египетских пирамид. На заседании комитета ЮНЕСКО, проходившем в Бахрейне в середине лета, этот комплекс ожидаемо был внесен в список объектов всемирного наследия. В связи с чем возникает вопрос: можно ли рассматривать его как первое в истории произведение архитектуры?
Гёбекли-Тепе — искусственный холм площадью 8 га, расположенный неподалеку от современного города Урфа, столицы турецкой провинции (ила) Шанлыурфа. На территории комплекса располагается около двух десятков наполовину утопленных в землю построек округлой формы, некогда покинутых людьми. Наиболее сложная из здешних структур представляет собой кольцо Т-образных монолитных колонн с двумя более крупными в центре, высотой 5 м. Они служили не только опорой для крыши, но и являлись абстрактным изображением человеческих фигур, бывших частью неизвестной нам системы верований. Эти элементы носят еще и скульптурный характер: они покрыты рельефами с изображением животных.
Самая большая из раскопанных к настоящему времени структур имеет размер 17 на 25 м, но результаты геотехнических исследований позволяют предположить, что под землей скрыты и более крупные сооружения. Наиболее ранние известняковые монолиты были добыты поблизости, а вот камни привезли позднее из отдаленных районов. Число участников подобной стройки должно было достигать нескольких сотен — и это в период, когда большинство социальных групп насчитывало не более 25 членов.
По-видимому, Гёбекли-Тепе построили охотники и собиратели, обитавшие в этих местах еще до неолитической (сельскохозяйственной) революции, когда возникли первые по-настоящему оседлые поселения. И если долгое время считалось, что архитектура — продукт деятельности организованных обществ, то теперь возникло предположение, что, возможно, именно необходимость организовывать достаточно сложные социальные структуры, связанная со строительством подобного масштаба, способствовала появлению оседлого общества.
Определение архитектуры в археологии несколько шире, чем у профессиональных проектировщиков; оно включает в себя постройки, создающие искусственно ограниченное пространство, состоящие, например, из глинобитного кирпича, выровненного пола и прямых углов. Архитекторы же противопоставляют строительство — возведение простых убежищ, создающихся исключительно в практических целях, — архитектуре, для которой характерно наличие продуманного проекта, выходящего за рамки утилитарности.
Работающий на раскопках археолог и архитектор из Копенгагенского университета Мориц Кинцель говорит: «Строительство становится архитектурой не в силу своей монументальности, а благодаря наличию технических решений и осмыслению пространства. Архитектура — это особый тип мышления».
Кинцель утверждает, что в свете находок Гёбекли-Тепе нам следует отбросить споры о курице и яйце в части того, что касается первенства архитектуры или сельского хозяйства. Этот комплекс служит наглядным примером постройки переходного периода, когда архитектура возникала параллельно со складыванием более сложной социальной организации, производившей излишки и постепенно переходившей от сбора диких урожаев к регулярному сельскому хозяйству. Некоторые из самых ранних образцов окультуренной пшеницы были обнаружены именно в этом регионе, а на камнях Гёбекли-Тепе есть изображения собак — первого прирученного человеком животного.
«Наличие построек не обязательно свидетельствует о наличии постоянных поселений, — говорит Кинцель. — Монументальное строительство могло требовать от людей оставаться на одном месте дольше обычного, из-за чего они сталкивались с необходимостью справляться с новыми для них трудностями».
Ученые полагают, что Гёбекли-Тепе мог не только служить центром культа, но и обладать другими функциями. Здесь могли устраивать праздники, обмениваться товарами, искать партнеров и вести другую деятельность, которая так или иначе способствовала складыванию общей социальной идентичности. Возникновение архитектуры можно рассматривать как показатель зарождения классового общества и патриархата.
Отмечая, что Т-образные колонны Гёбекли-Тепе носят как функциональный, так и эстетический характер, исследователь архитектуры из Высшей технической школы Восточной Баварии (Регенсбург, Германия) Дитмар Курапкат, работающий вместе с Кинцелем, считает: «Не будет все же преувеличением использовать в применении к этим зданиям термин „архитектура“».