18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первое в истории произведение архитектуры?

№66
Материал из газеты

Ученые полагают, что возведение храма в Гёбекли­-Тепе требовало достаточно сложной социальной организации, наличие которой может свидетельствовать о зарождении классового общества и патриархата

Расположенный на юго-востоке Турции 12-тысячелетний комплекс Гёбекли-Тепе считается самым древним в мире храмом. Возведенный в период докерамического нео­лита, он появился прежде возникновения письменности и изобретения колеса, на тысячи лет раньше Стоунхенджа и египетских пирамид. На заседании комитета ЮНЕСКО, проходившем в Бахрейне в середине лета, этот комплекс ожидаемо был внесен в список объектов всемирного наследия. В связи с чем возникает вопрос: можно ли рассматривать его как первое в истории произведение архитектуры?

Гёбекли-Тепе — искусственный холм площадью 8 га, расположенный неподалеку от современного города Урфа, столицы турецкой провинции (ила) Шанлыурфа. На территории комплекса располагается около двух десятков наполовину утопленных в землю построек округлой формы, некогда покинутых людьми. Наиболее сложная из здешних структур представляет собой кольцо Т-образных монолитных колонн с двумя более крупными в центре, высотой 5 м. Они служили не только опорой для крыши, но и являлись абстрактным изображением человеческих фигур, бывших частью неизвестной нам системы верований. Эти элементы носят еще и скульптурный характер: они покрыты рельефами с изображением животных.

Самая большая из раскопанных к настоящему времени структур имеет размер 17 на 25 м, но результаты геотехнических исследований позволяют предположить, что под землей скрыты и более крупные сооружения. Наиболее ранние известняковые монолиты были добыты поблизости, а вот камни привезли позднее из отдаленных районов. Число участников подобной стройки должно было достигать нескольких сотен — и это в период, когда большинство социальных групп насчитывало не более 25 членов.

По-видимому, Гёбекли-Тепе построили охотники и собиратели, обитавшие в этих местах еще до нео­литической (сельскохозяйственной) революции, когда возникли первые по-настоящему оседлые поселения. И если долгое время считалось, что архитектура — продукт деятельности организованных обществ, то теперь возникло предположение, что, возможно, именно необходимость организовывать достаточно сложные социальные структуры, связанная со строительством подобного масштаба, способствовала появлению оседлого общества.

Определение архитектуры в археологии несколько шире, чем у профессиональных проектировщиков; оно включает в себя постройки, создающие искусственно ограниченное пространство, состоящие, например, из глинобитного кирпича, выровненного пола и прямых углов. Архитекторы же противопоставляют строительство — возведение простых убежищ, создающихся исключительно в практических целях, — архитектуре, для которой характерно наличие продуманного проекта, выходящего за рамки утилитарности.

Работающий на раскопках археолог и архитектор из Копенгагенского университета Мориц Кинцель говорит: «Строительство становится архитектурой не в силу своей монументальности, а благодаря наличию технических решений и осмыслению пространства. Архитектура — это особый тип мышления».

Кинцель утверждает, что в свете находок Гёбекли-Тепе нам следует отбросить споры о курице и яйце в части того, что касается первенства архитектуры или сельского хозяйства. Этот комплекс служит наглядным примером постройки переходного периода, когда архитектура возникала параллельно со складыванием более сложной социальной организации, производившей излишки и постепенно переходившей от сбора диких урожаев к регулярному сельскому хозяйству. Некоторые из самых ранних образцов окультуренной пшеницы были обнаружены именно в этом регионе, а на камнях Гёбекли-Тепе есть изображения собак — первого прирученного человеком животного.

«Наличие построек не обязательно свидетельствует о наличии постоянных поселений, — говорит Кинцель. — Монументальное строительство могло требовать от людей оставаться на одном месте дольше обычного, из-за чего они сталкивались с необходимостью справляться с новыми для них трудностями».

Ученые полагают, что Гёбекли-Тепе мог не только служить центром культа, но и обладать другими функциями. Здесь могли устраивать праздники, обмениваться товарами, искать партнеров и вести другую деятельность, которая так или иначе способствовала складыванию общей социальной идентичности. Возникновение архитектуры можно рассматривать как показатель зарождения классового общества и патриархата.

Отмечая, что Т-образные колонны Гёбекли-Тепе носят как функциональный, так и эстетический характер, исследователь архитектуры из Высшей технической школы Восточной Баварии (Регенсбург, Германия) Дитмар Курапкат, работающий вместе с Кинцелем, считает: «Не будет все же преувеличением использовать в применении к этим зданиям термин „архитектура“». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+