Название выставки португальская художница взяла из песни «Я буду твоим зеркалом» культовой немецкой певицы Нико. Так же называется ее 7-метровая маска, собранная из зеркал. Жоана Вашконселуш стала знаменитой после 51-й Венецианской биеннале, где ее огромная «Невеста» — люстра из женских тампонов со всеми феминистскими коннотациями — буквально перегородила собой вход в Арсенале. С тех пор художница продолжает говорить то иронично, то серьезно на языке больших объектов из бытовой техники, настенной плитки, тканей, лекарств, писсуаров, сковородок, пластиковых столовых приборов, вязаных ковриков и тому подобного. В Бильбао представлена ее ретроспектива — 30 произведений, созданных за последние 20 лет. Конечно, включая и «Невесту». Из других хитов — мифологическая прорицательница «Эгерия», созданная из тканей, лоскутного шитья, вышивки бисером, вязания крючком и светодиодов. Она наследует «Валькириям», которых Вашконселуш показывала на своей персоналке в Версале, и одновременно рифмуется с деконструктивистской архитектурой Фрэнка Гери. Call Center представляет собой огромный пистолет Beretta, сконструированный из 168 стационарных телефонных аппаратов. Это объект-предупреждение: общение в глобальном масштабе — стандартизированное, контролируемое, манипулятивное — обязательно нивелирует человеческую индивидуальность. «Красное независимое сердце» сооружено из тысяч алых пластиковых столовых приборов. Оно отсылает к португальскому музыкальному жанру фаду и его звезде Амалии Родригеш. И показывает, сколь условна граница между популярной и высокой культурой и вечны, как и в фаду, темы любви и смерти. «Поп-петух» (9 м) в музей не поместился и выставлен снаружи. Он облицован 17 тыс. раскрашенных плиток ручной работы, напоминающих о традиционных португальских азулеш. В оперение петуха встроено 15 тыс. светодиодов, мерцающих по специальной музыкальной программе.
Бильбао, Музей Гуггенхайма
Жоана Вашконселуш. Я твое зеркало
До 11 ноября
www.guggenheim-bilbao.eus