Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отмечает двойной юбилей — 100-летие основания и 110-летие коллекции, начало которой положено «Первой русской театральной выставкой» 1908 года (на ней демонстрировались предметы из собраний знаменитых петербургских актеров Марии Савиной и Ивана Горбунова, коллекционеров Алексея Бахрушина, Левкия Жевержеева и Валериана Светлова, часть ее экспонатов вошла в музейную коллекцию). Нестандартность названия юбилейной выставки оценил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Столетия за прошлый год нам всем уже надоели: 100 лет того, 100 лет сего… А „100 + 10“ — это очень тонко и изящно», — заметил он на открытии.
Среди новых поступлений — перчаточные куклы, с которыми концертные бригады во время Великой Отечественной войны гастролировали по госпиталям, архивы Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре, старинные музыкальные инструменты, костюмы, созданные Пьером Карденом для Майи Плисецкой, и даже коллекция из 322 керамических свистулек всех времен и народов — вписать ее в экспозицию дизайнерам было особенно непросто. Михаил Барышников подарил музею берет Рудольфа Нуреева и 39 рисунков Сергея Судейкина — эскизы костюмов к опере «Сорочинская ярмарка», поставленной в Метрополитен-опера в 1930 году. Пожалуй, самое ценное из поступлений — уникальная коллекция театральной графики, более 800 листов, Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, выкупленная у владельцев и подаренная музею фондом «Константиновский». Недавно к ней добавились еще 62 работы — личный дар Нины Лобановой-Ростовской. Этому собранию на выставке отведен целый зал, правда не такой большой, как тот, где представлены костюмы Плисецкой.
Соединить весь этот довольно разнородный материал в гармоничное целое и вписать его в исторические интерьеры Шереметевского дворца на набережной Фонтанки поручили немецким дизайнерам Уве Брюкнеру и Ульрике Шлемм. Для решения этой задачи потребовались изобретательность и, что немаловажно, озарение — на открытии Брюкнер признался, что идея экспозиции пришла к нему во сне. К вопросу дизайнеры подошли тактично. Разным жанрам — фотографии, живописи, графике, костюму — отведено отдельное пространство, зал или часть зала. Резкой границы между постоянной экспозицией и выставкой нет, а маршрут посетителя обозначен тонкой синей линией на полу. Даже со свистульками удалось справиться: из них сделали свисающую с потолка конструкцию — мобиль.
Самое спорное решение, пожалуй, выбрано для коллекции Лобановых-Ростовских. Чтобы уместить на стенах побольше графики, дизайнеры прибегли к ковровой развеске — работы висят в четыре-пять рядов от пола до потолка. В итоге зрителям, желающим во всех деталях рассмотреть графические шаржи Михаила Ларионова, портрет Анны Павловой работы Василия Шухаева, эскизы костюмов и декораций Льва Бакста, Александра Бенуа, Наталии Гончаровой, Эль Лисицкого, Марка Шагала и других, лучше запастись биноклем. Разумеется, театральным!
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
100 + 10
До 23 января 2019 года