18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее открылась выставка к 60-летию Тимура Новикова

В Мраморном дворце показаны лишь семь работ художника, центрального персонажа авангардного искусства Петербурга. Они представляют все этапы его творчества и жизни

«Тимур Новиков был важным двигателем петербургской, ленинградской художественной жизни, — сказал на открытии выставки «Тимур Петрович Новиков (1958–2002). К 60-летию со дня рождения художника» Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. — Его нет — но Тимур живет: его работы участвуют в выставках, о нем пишут, он по-прежнему действующий персонаж петербургской художественной жизни».

Именно с Русским музеем Тимура Новикова связывала дружба. Впервые его произведения были показаны в Корпусе Бенуа еще в конце 1980-х. В 1990 году с проектом «Три обеда» он принял участие в выставке «Территория искусства», подготовленной ГРМ совместно с парижским Институтом высших исследований пластических искусств. На ней впервые в СССР представили целый спектр классики модернизма ХХ века и работы современных советских и западных художников, в том числе Джексона Поллока, Роберта Раушенберга и Энди Уорхола.

По мнению искусствоведа и куратора Олеси Туркиной, Тимур Новиков за свою короткую жизнь совершил две революции в искусстве: в начале 1980-х годов организовал движение «Новые художники», а позже, в 1990-е годы, создал направление «новый академизм», на практике применив принцип экономии Казимира Малевича и придумав свою теорию перекомпозиции.

В 1980 году Тимур Новиков вместе с художником Олегом Котельниковым открыл одну из первых ленинградских квартирных галерей, которую назвал «Асса» (а позже снялся в одноименном фильме Сергея Соловьева). С середины 1980-х увлекается музыкальными перформансами, сотрудничает с оркестром «Популярная механика» Сергея Курехина, оформляет их концерты. Тогда же работает со знаменитым ленинградским «Рок-клубом», в частности как оформитель концертов группы «Кино». Именно Новиков привлек к созданию имиджа группы дизайнера Константина Гончарова. Который, в свою очередь, оказал сильное влияние на творчество самого Тимура Новикова. С конца 1980-х годов художник под его влиянием навсегда оставляет живопись и переходит от «экспрессивного рисования» к текстильному коллажу, использует минималистские трафареты. И уже в 1991 году проводит первую программную выставку «Новой академии изящных искусств» в Русском музее.

На юбилейной выставке в Мраморном дворце представлены все этапы творческих исканий Тимура Новикова: от ранних («Аэропорт» 1983 года и «Мост» 1984 года) до работ середины 1990-х (в 1996 году после тяжелой болезни художник потерял зрение, в 2002 году умер от пневмонии).

«Тимур Новиков — человек чрезвычайно важный и для нашего, петербургского, искусства, и для искусства международного, — говорит Олеся Туркина. — Мы сделали выставку-оммаж к юбилею, представили его самые значимые работы. Он был выдающимся художником и одним из крупнейших дарителей для нашего отдела новейших течений — подарил 57 работ своих современников, фактически музеефицировал современность».

Одновременно с выставкой Тимура Новикова в Мраморном дворце открылась небольшая экспозиция работ Андрея Крисанова, бывшего художника-оформителя и бас-гитариста группы «Кино» и оркестра Сергея Курехина. Крисанов приехал в Ленинград из Новороссийска; в середине 1980-х вступил в группу «Новые художники»; его первая выставка состоялась в галерее Новикова «Асса». В ГРМ представлена в том числе работа Тимура Новикова «Дориан Грей. Портрет Андрея Крисанова» 1987 года.

В конце 1980-х известный собиратель современного искусства Фредерик Вейсман купил несколько работ Крисанова и показал их в музеях США. В начале 1990-х художник уехал в Швейцарию, в 1991 году в Лозанне состоялась его первая персональная выставка, которая вызвала отклик в прессе и удачно продалась. Андрей Крисанов скончался 7 августа 2018 года после продолжительной болезни.

«Очень символично, что оба эти художника — Тимур Новиков и Андрей Крисанов — одновременно представлены в залах музея, — считает Александр Боровский. — Это было время настоящей перестройки всей художественной и общественной жизни в стране, и благодаря Тимуру Новикову и художникам из его окружения наш Ленинград-Петербург стал городом, о котором начали писать и говорить как о российской столице современного искусства».

Государственный Русский музей
Тимур Петрович Новиков (1958–2002). К 60-летию со дня рождения художника
Андрей Валерьевич Крисанов (1966–2018)
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+