18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки октября в галереях Москвы

№67
Материал из газеты

Вим Дельвуа у Гари Татинцяна, Кирилл Александров в «Перелетном кабаке», Табенкин в «Открытом клубе», «Цирк! Цирк! Цирк» в Арт4 и многое другое

«Новые лозунги» в HSE Art Gallery

Высшая школа экономики, похоже, всерьез претендует на то, чтобы стать главным вузом страны. Ее факультеты с каждым годом множатся, распространяясь по всей Москве, — на вывеску «Вышки» с удивлением натыкаешься то на Шаболовке, то на Мясницкой, то на Павелецкой. Начиная с этого года в ВШЭ обучают и современному искусству — направлением руководит искусствовед и куратор Леонид Бажанов. Чтобы юные дарования вливались в художественную жизнь без отрыва от учебы, при университете открыли собственную галерею, где будут выставлять как студенческие проекты, так и работы звезд российской арт-сцены. На первой выставке «Новые лозунги» (до 18 октября) сложные взаимосвязи текста и образа в отечественном искусстве показаны на примере работ известных художников и дизайнеров (многие из них в свободное от творческих поисков время преподают в ВШЭ). Куратором экспозиции выступил Александр Шабуров, участник дуэта «Синие носы». Типичный для сибирской арт-группы ироничный взгляд на политику, искусство и жизнь стал для выставки определяющим: Шабуров собрал на ней художников, близких ему по духу. Тему лозунгов он трактует максимально широко. Документация новосибирских «Монстраций», акций «Коллективных действий» и группы «Радек» в экспозиции соседствует с символом 1990-х — культовым плакатом Андрея Логвина «Жизнь удалась!», а также с философским стрит-артом Тимофея Ради и полными самоиронии работами Юрия Альберта. В последнем зале представлено творчество бажановских студентов — на большом экране показывают снятые ими в рамках учебного задания ролики-видеоманифесты. 

Табенкин в «Открытом клубе»

Илья Табенкин (1914–1988) среди художников советского времени стоит особняком. Он дружил и выставлялся с художниками «сурового стиля», но по мироощущению был куда ближе к нонконформистам. В юности попал в лагеря за то, что отправил арестованному товарищу по художественной школе краски. Освободившись, учился у Игоря Грабаря в Московском художественном институте, всю жизнь работал в художественных комбинатах, а свой уникальный стиль разработал ближе к 60 годам. Поздние работы Табенкина искусствоведы записывают в категорию метафизического натюрморта, а художник Юрий Злотников парадоксально и точно называл «натюрмортами-пейзажами». На этих холстах среди гор-драпировок живут своей тихой загадочной жизнью полуабстрактные керамические фигурки. Художник лепил их из глины-шамота, а потом часами выстраивал на столе в мастерской подходящую для этих безымянных персонажей «окружающую среду», добиваясь одному ему ведомой гармонии между условным ландшафтом, фигурами и фоном. В том, что получалось в итоге, зрители видят то религиозную аллегорию, то экзистенциалистскую притчу об одиночестве человека в мире — что угодно, только не натюрморт. Свою версию можно придумать на выставке «Победа над духом» в галерее «Открытый клуб» с 5 по 16 октября. Здесь показывают живопись Ильи Табенкина из собрания семьи и частных коллекций.

«Цирк! Цирк! Цирк» в АРТ4

Групповые выставки, которые художник и человек-праздник Андрей Бартенев каждую осень организует по случаю своего дня рождения, незаметно стали доброй московской традицией. Отчасти они заменяют московскому арт-сообществу, в целом склонному к неумеренной серьезности, рефлексии и пессимизму, венецианский карнавал: тут и буйство красок, и безумные наряды, и непременные танцы до упаду на открытии. В этом году, как и в предыдущем, самая веселая выставка сезона пройдет в музее АРТ4. Ее тема идеально соответствует бесшабашному настрою всех без исключения бартеневских проектов — «Цирк! Цирк! Цирк!». В списке участников — полсотни деятелей искусства и арт-групп, в основном молодые художники круга самого Бартенева. Также весь вечер на арене Марина Колдобская, Миша Most, Павел Пепперштейн, Устина Яковлева и другие звезды... «Пусть весь мир меняется, а мы не должны! Я вас запускаю и передайте от меня привет человеку на Луне!» — восклицает Андрей Бартенев в пресс-релизе, больше похожем на манифест. Умри, лучше не скажешь! Получить прививку против осенней депрессии и морального авитаминоза можно с 10 октября до 23 ноября. 

Кирилл Александров в «Перелетном кабаке»

В галерее-ресторане Максима Боксера «Перелетный кабак» современное искусство мирно сосуществует в одном пространстве с испанскими закусками «тапас». При этом между кухней заведения и его выставочной политикой определенно есть что-то общее. Особенность кулинарного формата тапас — в том, что изысканная еда сервируется маленькими порциями. У выставок в малом зале «Кабака» (если кто не знает — есть еще и большой) примерно тот же жанр: там показывают небольшие проекты крупных художников. До 17 октября здесь работает выставка скульптора Кирилла Александрова «Про форму». Надо сказать, о жизни и движении форм в пространстве Александров размышляет уже не первый год. Еще с середины 1980-х годов он создает сложные конструкции из дерева, металла или бетона, похожие на детали неведомых науке механизмов. На новой выставке всего одна абстрактная деревянная скульптура. Во время работы над ней автор, как ни странно, вдохновлялся картиной Брейгеля «Слепые». Скульптуру сопровождают рисунки пастелью на крафтовой бумаге: на первый взгляд, эскизы к ней же, а на второй, более внимательный — фантастические штудии нереальных и нереализуемых объектов. «Мне хотелось объединить скульптуру и рисунок во всем: в цвете, даже в фактуре поверхности, чтобы подчеркнуть их принципиальные различия», — объясняет автор. Что полностью соответствует формату площадки: смаковать взглядом бархатистую фактуру бумаги и гладкость дерева — удовольствие вполне гурманское.

Вим Дельвуа у Гари Татинцяна

Бельгийский художник Вим Дельвуа очень любит Россию, о чем охотно признается в многочисленных интервью. И она отвечает ему взаимностью! Выставка Дельвуа в ГМИИ им. Пушкина в 2014 году стала едва ли не первым и, безусловно, самым дерзким вторжением современного искусства в обитель старых мастеров и гипсовых слепков. Готический грузовик вписался в экспозицию средневекового искусства как родной, а экспликацию к работе «Клоака» пришлось переписывать, чтоб не травмировать психику чувствительной публики и музейных смотрителей. Скандал (и успех) был оглушительный. Параллельно с экспозицией в музее работы художника выставлялись в Галерее Гари Татинцяна. Сейчас она решила вновь привезти Дельвуа в Москву. С 9 ноября по 9 февраля нам покажут как новые работы художника (какие — пока секрет), так и полюбившуюся зрителям готическую серию, в которой художник бросает вызов современной технократической цивилизации и канонам средневековой архитектуры одновременно. Привезут и ту самую скандально известную «Клоаку» — чудо-машину, которая имитирует работу пищеварительной системы, перерабатывая продукты питания в экскременты. 

Игорь Вулох в Fine Art

Игорь Вулох (1938–2012) — один из самых последовательных абстракционистов российского «второго авангарда». Всю жизнь он шел к новым возможностям живописи парадоксальным путем — отказываясь от лишнего. В своем самоограничении Вулох доходил до аскетизма: «Приступая к работе, я решаю для себя, что, например, не буду пользоваться более чем двумя-тремя красками и вертикалью, чтобы, будучи в этих границах, я выжал из себя все, что можно». Строже всего он следовал этому принципу в 1980-х, которые критики называют «белым периодом» в его творчестве. Его минималистская эстетика хорошо «рифмовалась» со словесными экспериментами современных поэтов — Вулох иллюстрировал стихи Геннадия Айги и шведа Томаса Транстремера, лауреата Нобелевской премии по литературе. Одна из старейших московских галерей Fine Art сотрудничала с художником еще при его жизни, с 1990-х годов, и даже поспособствовала его выдвижению в 1996 году на Государственную премию. С 12 октября по 13 ноября здесь пройдет выставка «Вспоминая Игоря Вулоха», приуроченная к 80-летию со дня рождения художника, едва ли не первая со времен ретроспективы в ММОМА, до которой он не дожил всего несколько месяцев. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+