Для многих галерей ярмарки искусства становятся главным каналом продаж. Примерно половину своего оборота за прошлый год, как сказано в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS, арт-дилеры мира сделали, участвуя в ярмарках. Однако это участие, в частности аренда стенда, может быть неподъемным для галеристов.
Весной на конференции в Берлине Дэвид Цвирнер предложил, чтобы более крупные галереи субсидировали участие в ярмарках менее крупных галерей (David Zwirner Gallery — очень крупная нью-йоркская галерея с отделениями в Париже и Гонконге). С тех пор не прекращается активное обсуждение цен на аренду стендов, в первую очередь в связи со стесненным положением маленьких и средних галерей. В августе с разницей в два дня Art Basel и Frieze объявили о введении новой, гибкой системы тарифов на аренду стендов на главной ярмарке Art Basel в Цюрихе и на новой Frieze в Лос-Анджелесе. Чем большую площадь занимает галерея, тем дороже ей обходится аренда квадратного метра — отныне такой принцип распространяется не только на кураторские секции, как это было раньше, но и на основные секции ярмарок. В сентябре парижская FIAC объявила о введении аналогичной ступенчатой тарификации на ярмарке 2018 года (состоится уже через три недели).
Пока популярные ярмарки стараются превзойти соперниц в демонстрации своей эгалитарности, некоторые эксперты скептически оценивают этот, тщательно освещаемый организаторами ярмарок тренд. В конце концов, поддержание стабильного притока молодых галерей — в интересах самой ярмарки, которая нуждается в них, для того чтобы выжить в будущем. Выступая на Art Business Conference в Лондоне вскоре после того, как и Frieze и Art Basel сделали свои заявления, директор India Art Fair Джагдип Джагпал сказал: «Это вовсе не благотворительность, это просто хорошая деловая хватка, потому что ярмарки знают, что им необходимо развиваться, а для этого им нужны молодые и некрупные галереи. Люди же хотят участвовать в ярмарках, действующих этично».
The Art Newspaper сопоставила стоимость стендов на более чем 40 ярмарках в разных странах, выявив сложные организационные и тарифные структуры. Не существует двух полностью идентичных мероприятий; часть из них имеют некоммерческий характер, как нью-йоркская Winter Antiques Show, другие получают государственную поддержку. Самым поразительным оказалось то, как по-разному ярмарки относятся к разглашению информации. Если TEFAF, являясь одной из самых дорогих, выкладывает документы с данными обо всех ценах в свободном доступе на своем сайте, то ярмарки поменьше часто отказываются называть цифры. Среди последних — лондонская Masterpiece, Fine Art Asia, Art Brussels, PAD, FOG Design + Art, West Bund Art & Design, Art Stage (Сингапур и Джакарта), Art Taipei, Artgenève и Artmonte-carlo.
Согласно информации, полученной от ряда галерей, в этом году стенд площадью 33 кв. м на Masterpiece в Лондоне стоит £36828 (около $48400) без дополнительных платежей, что означает, что стенд в 40 кв. м обойдется приблизительно в £44640 ($58600). На West Bund Art & Design в Шанхае стенд площадью 70 кв. м стоит 280000 юаней ($40700), что означает, опять же, что 40 кв. м на ней будут стоить около 160000 юаней ($23260) — приблизительно столько же, что и на 021 Shanghai, традиционно проходящей в ноябре.
Российская компания «Экспо-парк», организатор старейшего Российского антикварного салона в Центральном доме художника, а также международной ярмарки Russian Antique & Art Fair (впервые прошла в московском Манеже в феврале 2018 года и вновь состоится весной будущего года), не скрывает информацию. Наталия Корень, директор обеих ярмарок, рассказала, что стенд в центральной зоне Российского антикварного салона обходится в €340 за 1 кв. м, в других, менее престижных зонах — €320. На ярмарке в Манеже антиквары платили по €395 за 1 кв. м площади стенда, а продавцы современного искусства — по €200 (за счет другой, минималистичной застройки).
Организаторы ярмарки современного искусства Cosmoscow (в сентябре она прошла в Москве в шестой раз) не называют цену за стенд. Однако ее основатель Маргарита Пушкина уточнила, что их стоимость ниже, чем на многих европейских ярмарках: «Мы делаем специальные цены для российских и молодых галерей, так как нам важно поддерживать и развивать рынок у нас в стране и продвигать талантливых молодых российских художников на международную сцену».
Системы сборов сильно отличаются от мероприятия к мероприятию, поэтому бесполезно пытаться составлять список самых дорогих стендов. Кроме того, речь идет о стендах разной сборки, с неодинаковым оборудованием и освещением.
Приведенные ниже данные из расчета* на стенд площадью 40 кв. м в основной секции ярмарки дают основу лишь для приблизительного сопоставления.
США
The Armory Show, Нью-Йорк
От $10 тыс. до более $100 тыс. (средняя стоимость стенда — $40 тыс.)
TEFAF, Нью-Йорк
От $47,85 тыс. до $92,05 тыс.
The Winter Show, Нью-Йорк
$45,2 тыс.
Art Basel, Майами-Бич
$35,8 тыс.
Frieze, Нью-Йорк
$26,6 тыс.
ADAA The Art Show, Нью-Йорк
$32 тыс. (большой стенд), $26 тыс. (маленький стенд)
Frieze, Лос-Анджелес
$29,523 тыс.
Expo Chicago, Чикаго
$26,68 тыс.
Independent, Нью-Йорк
$29 тыс.
Европа и Россия
Fine Arts Paris, Париж
$60,8 тыс.
La Biennale Paris, Париж
$42,1 тыс.
TEFAF, Маастрихт
$37,5 тыс. ($60,687 тыс. в первый год)
Art Basel, Базель
$32,2 тыс.
Frieze Masters 2018, Лондон
$29,7 тыс.
FIAC 2018, Париж
$27 тыс.
Frieze 2018, Лондон
$24,3 тыс.
Paris Photo, Париж
$23,1 тыс.
Russian Antique & Art Fair, Москва
От $9,26 тыс. до $18,3 тыс.
Art Cologne, Кельн
$17,7 тыс.
BRAFA, Брюссель
$16,6 тыс.
Independent, Брюссель
$16,4 тыс.
Arco, Мадрид
$16,2 тыс.
Российский антикварный салон, Москва
От $14,82 тыс. до $15,75 тыс.
Art Dusseldorf, Дюссельдорф
$13,8 тыс.
Artissima, Турин
$11,7 тыс.
Азия
Art Basel, Гонконг
$34,4 тыс.
Art Central, Гонконг
$28,05 тыс.
Art Dubai, Дубай
$24,6 тыс.
012 Shanghai, Шанхай
$22,7 тыс.
Photofairs Shanghai, Шанхай
$18,9 тыс.
India Art Fair, Нью-Дели
$14,6 тыс.
Art Fair Philippines, Макати
$7,6 тыс.
_______________
* Все расчеты и эквиваленты цен в долларах даны исключительно ориентировочно и отражают информацию, предоставленную ярмарками на момент публикации. Если не указано иное, цена приведена за стенд площадью 40 кв. м в основной секции (а не в более дешевых кураторских секциях). Может потребоваться оплата дополнительных сборов и налогов.