Светская общественность считает, что церковь стремится забрать себе как можно больше исторических зданий, а священнослужители все чаще сетуют на то, что государство не против расстаться с обязанностью содержать памятники. Однако события последних месяцев подтверждают, что каждая подобная смена владельца имеет свои особенности и однозначного решения — отдавать или не отдавать музейное здание церкви — быть не может. Каждый раз надо искать разумное и часто, но не всегда, компромиссное решение. Вот свежие примеры.
Михаил Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, считает свои отношения с приходом, расположенным на территории музея, «конструктивно-продуктивными», а протоиерей Леонид Калинин, древлехранитель Московской городской епархии, назвал их «содружеством и соработничеством». Достигнуть такого взаимодействия было нелегко. Миндлина, бывшего директора Государственного центра современного искусства и еврея, консервативная часть прихода встретила враждебно. Серьезная же претензия заключалась в том, что духовенству негде проводить богослужения.
По новой концепции развития музея, после того как ему будут предоставлены здания за пределами Спасо-Андроникова монастыря, в освободившихся помещениях, оборудованных всем необходимым для хранения и демонстрации художественных и религиозных ценностей, появится возможность устроить епархиальный музей — древлехранилище. Также, рассказывает Миндлин, он предпринял все необходимые действия, чтобы в церкви Архангела Михаила и Трапезной Евдокии Лопухиной можно было проводить службы. Но в старейшем московском храме — Спасском соборе, где сохранился небольшой фрагмент росписи Андрея Рублева, служить по-прежнему невозможно.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник с 1989 года начал передавать свои здания и территории церковным организациям — приходам и монастырям. Четыре года назад в Кириллове и Ферапонтове были разрешены службы с мая по сентябрь по воскресным дням и праздникам. Но, как написано в «Концепции развития Кирилло-Белозерского музея-заповедника на 2019–2029 годы», «в июне — июле 2018 года Кирилловский монастырь, затем Ферапонтовский приход и Вологодско-Кирилловская митрополия уведомили нас, что они заявляют свои претензии на пять объектов музея: в Кириллове — стены Ивановского монастыря и Братские кельи, в Ферапонтове — Надвратные церкви, Казенную палату и церковь Мартиниана».
Примечательно, что вопрос о передаче стен Ивановского монастыря четыре года назад уже рассматривался на совещании в Росимуществе. Тогда Хозяйственное управление РПЦ, контролирующее расход средств, выделяемых государством на содержание памятников, финансировать реставрацию стен отказалось.
Что касается церкви Мартиниана, то она пристроена к стене собора Рождества Богородицы — одного из шедевров древнерусского искусства, расписанного в начале XVI века Дионисием. Сохранность храмов требует соблюдения строжайшего температурно-влажностного режима. «Единственный вариант сохранения росписей в церкви Мартиниана возможен при совместном использовании храма музеем и РПЦ, что и происходит в настоящее время на протяжении уже четырех лет», — заявляют музейные сотрудники. В остальных случаях передача по разным, вполне хозяйственным, причинам также невозможна. Пока решения о передаче не приняты.
Еще одно событие, поразившее общественное воображение, — создание в Сергиевом Посаде «православного Ватикана». Однако сведения об этом противоречивы. Еще в апреле о реорганизации города говорил патриарх Кирилл. «Хотел бы сказать о той идее, которая постепенно стала формализоваться и приобретать вид уже конкретных предложений относительно возможной, очень существенной реорганизации города Сергиева Посада. Предложения стали поступать, в том числе в мой адрес, из разных источников», — процитировало РИА Новости предстоятеля Русской православной церкви.
К тому времени конструкторское бюро «Стрелка» по заказу компании «Дом.рф» уже несколько месяцев работало над концепцией развития Сергиева Посада «как духовного центра России». Но в августе стало известно, что за разработку другого плана масштабной реконструкции города отвечает Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, главой которого является протоиерей Леонид Калинин, противник «бездарных произведений, которые возникли в советский период». Русская служба Би-би-си ознакомилась с планом РПЦ по перестройке Сергиева Посада, предусматривавшим значительный снос в центре города.
На следующий день все тот же протоиерей Калинин назвал информацию о сносе «вражеской», написанной «совершенно некомпетентными людьми», и объяснил, что речь идет только о том, «чтобы максимально проявить историко-культурную суть этого города, нашей жемчужины». Средства массовой информации выступление протоиерея словно не заметили и продолжали информировать о разрушительном «православном Ватикане».
Евгений Соседов, председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), рассказал TANR, что план РПЦ ему «дали посмотреть», что готовящиеся к сносу дома советского времени относятся к 1920–1930-м годам и часто строились по дореволюционным проектам, что многие из них имеют мемориальную ценность, поскольку связаны с жившими там расстрелянными священниками, признанными новомучениками.
В последние дни появилась информация, что Сергиев Посад все же будет меняться по проекту «Стрелки». Видимо, и это решение еще не принято. Борьба за заказ на «православный Ватикан» продолжается.