Новое ежемесячное издание газеты The Art Newspaper начало выходить во Франции. Проект The Art Newspaper, родившийся в Италии и расцветший в Британии, давно стал глобальным. Его издания существуют теперь в Греции, Италии, Китае, России, США и Франции. Москва заняла особое место в международной системе, поскольку владельцем всей сети стала Инна Баженова, коллекционер и основатель фонда IN ARTIBUS. Она собиралась сделать русское издание по искусству, но в итоге получила художественную федерацию со сложными, иногда запутанными отношениями. Распутать их стало ее заботой.
Инна Баженова довольна тем, что французское издание, что называется, «возвращается в семью»: «Это страна, где искусство — один из приоритетов и предмет национальной гордости. Рынок искусства тут никак не меньше английского». Довольна она и тем, что русское издание сможет теперь получать из Парижа новости из первых рук: «Русские всегда интересовались Францией, особенно художественной Францией. Информация о выставках, ярмарках, даже на французском языке, нарасхват среди профессионалов».
Изданием в Париже командует Филипп Ренье. Этот художественный критик и журналист известен нам по Le Quotidien de l’Art и Le Journal des Arts, которыми ему в разное время приходилось руководить. Новое назначение ничуть не изменило его намерений — сделать художественную журналистику важной частью виртуального пространства, противовесом «искусствоведению Facebook и Instagram».
Мы беседуем с Филиппом Ренье в его кабинете с широким балконом, выходящим на улицу Жан-Жака Руссо. В глобальном художественном сообществе, говорит он, у Парижа сохраняется важная роль. «Множество французских мастеров представлено на международной сцене, здесь расположены выдающиеся мировые музеи, к тому же для художественного рынка Франция остается важнейшим источником новых поступлений. Ее запасы в этом смысле неисчерпаемы».
В ожидании запуска бумажной версии Филипп Ренье начал выпускать ежедневник в Сети (выходит с марта 2018 года). «Ежедневный ритм ближе нашему времени, — говорит главный редактор. — Информация появляется быстро, приходит со всех сторон, мы живем на глобальной сцене. Все хотят получать новости по мере их появления и знать, что происходит в данный момент в городе, в стране и в мире. Если художник из Парижа выставляется в Москве, это будет иметь воздействие и на то, что происходит в Нью-Йорке».
Ренье считает, что в этой ситуации лучше получать не сырую, никем не обработанную информацию, а результат экспертной работы специалиста — критика, журналиста, историка. Он говорит, что часто в социальных сетях мы получаем информацию от людей, которые знают до смешного мало о том, о чем судят. И чтобы противопоставить одно другому, надо обладать не только знаниями, но и скоростью реакции. Он приводит пример, когда информацию The Art Newspaper France повторили главные французские газеты. Его журналисты раньше всех узнали, что на вилле Медичи меняется руководство и с главой Французской академии в Риме Мюрьель Майетт-Хольц не продлят контракт.
Инна Баженова считает, что надо посмотреть, «как будут существовать рядом два формата: бумага и Сеть, ежемесячник и ежедневник». Правда, Instagram, кажется, не победить. Во-первых, у The Art Newspaper France тоже есть Instagram, а во-вторых, сегодняшняя мода на художественные селфи «Я и „Давид“ Микеланджело» — это лишь новая карикатура на наши критические статьи, часто вдохновленные все тем же желанием показаться на фоне Микеланджело.