18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Залы MMOMA захватят техногенные демоны

№67
Материал из газеты

Выставка Daemons in the Machine приурочена к десятилетию Laboratoria Art & Science Foundation, основанной куратором Дарьей Пархоменко

Выпить чаю с инженером Кирилловым из «Бесов» Федора Достоевского, перевести «Божественную комедию» Данте Алигьери на язык микросхем, увидеть картины робота-рисовальщика — все это возможно на выставке, посвященной искусственному интеллекту. Физики и лирики нашего времени — ученые из iPavlov (МФТИ) и Курчатовского института и  художники из России, Великобритании, Австрии и Австралии — совместно создали произведения, использующие возможности новых технологий. Этой выставкой куратор Дарья Пархоменко отмечает десятилетие основанной ею в Москве Laboratoria Art&Science Foundation.

Пожалуй, главный вопрос, который беспокоит сегодня ученых и художников: вый­дет ли техногенный демон в какой-то момент из-под контроля человека, может ли искусственный разум стать автономным? Этому вовсе уже не риторическому вопросу посвящена центральная работа выставки — трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна «Чай для Кириллова». 

В первом зале призрак Кириллова появляется на мониторе камеры видеонаблюдения. Затем зритель попадает в лабиринт из сотни проводов, которые соединяют мониторы, отслеживающие кибератаки ботов и вирусов. В третьем зале роботизированные хирургические лампы Borgy & Bes болтают о последних новостях из виртуальной сети. В какой момент можно будет попить чайку и будет ли он тоже виртуальным — одна из загадок выставки.

В другой инсталляции — «Послезавтра» группы «Куда бегут собаки» — есть шанс понять механизм работы блокчейна. Из писка и чириканья цыплят, помещенных в инкубатор, генерируется электросхема, которая производит поиск совершенного числа. Встречает посетителя еще одна инсталляция — Learning to See Мемо Актена — нейросеть, которая через камеры наблюдения распознает изображение, опираясь на данные, полученные с телескопа Hubble, однако главное чудо состоит в том, что умная машина обучается в процессе работы. Другая нейросеть, внедренная в гибридные скульптуры Егора Крафта Content Aware Studies, возвращает античным скульптурам утраченные фрагменты. 

Саморазвивающиеся и роботизированные объекты, нейроинсталляции, интернет-интервенции дают уникальную возможность заглянуть в будущее не только науки, но и искусства. Роботы-художники давно уже не новость, но кажется, что и художники, и ученые семимильными шагами спешат приблизить творческую автономию нового Франкенштейна, пусть пока в лабораторных условиях. 

Московский музей современного искусства
Daemons in the Machine
5 октября – 11 ноября 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+