18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Переиздано факсимиле знаменитой поэмы Маяковского «Про это», иллюстрированное фотоколлажами Родченко

В 1925 году на Международной выставке в Париже Родченко показал иллюстрации к поэме, за что получил серебряную медаль в номинации «Искусство книги».

Маяковский В. Про это. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014.

Поэма Про это писалась в экстремальных условиях разлада Маяковского с возлюбленной, героиней поэмы: по взаимной договоренности с Лилей Брик они не виделись ровно два месяца. В это время Маяковский работал по 16–20 часов в сутки и сделал столько, сколько, по его собственному признанию, «никогда не делал за полгода».

Ставшая классикой конструк тивизма поэма Маяковского любопытна, во-первых, как опыт визуализации поэтического слова. Впервые поэт применил новаторскую систему разбивки стихотворных  строк лесенкой. Он «перепробовал, как бы ощупывал все стиховые системы, все затверделые жанры, словно ища выхода из себя», писал Тынянов. Во-вторых, Про это — первый опыт иллюстрирования книги фотоколлажами. Александр Родченко создавал их в русле дадаистских экспериментов, где декларировалось создание произведений из культурного «мусора», отходов индустриальной цивилизации. В книгу вошло восемь монтажей, составленных из фотографий реальных действующих лици предметов быта, упомянутых в поэме: телефона, постели, самовара, чайного стакана (чаепитие для Маяковского было символом мещанства), зеркала, рюмки, столового серебра, а еще пролетов мостов, льдин, белых медведей, кроликов, танцующих пар, толп на улице, букв, цифр 67–10, номера телефона музы поэта Лили Брик. Некоторые листы носят метафорический характер. Маяковский изображен на куполе колокольни Иван Великий с раскинутыми в стороны руками, заменяя собой крест и фигуру на нем распятого, на самом деле иллюстрируя строчки поэмы «Ловлю равновесия, страшно машу». К колокольне приделано колесо, скорее всего для того, чтоб подчеркнуть неустойчивость. Выбранный Родченко фоторяд придал поэме статус живого свидетельства реальной человеческой драмы. Обложку украшал постановочный портрет Брик, снятый Абрамом Штеренбергом. Но Родченко вырезал голову, предельно обобщив изображение, и поместил его на контрастный черно-белый фон. Художник сделал лицо отчаянно некрасивым и напряженным: выпученные глаза, заметное косоглазие, явная асимметрия носа и губ. Попытка отретушировать нос придала ему неестественные очертания и чрезмерно большой размер. Все это не смутило героиню и не вызвало ее возражений. Брутальная компоновка и лаконичный аскетизм цепляли глаз и привлекали внимание. Через год после выхода поэмы Брик уже позировала фотографу в роскошном платье от Ламановой с раскрытой книгой Про это в руках. В 1925 году на Международной парижской выставке художественной промышленности Родченко показал обложки и иллюстрации поэмы Про это и получил серебряную медаль в номинации Искусство книги.

Настоящее издание впервые воспроизводит факсимильное издание поэмы и включает в себя фотомонтажи в цвете.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+