18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Переиздано факсимиле знаменитой поэмы Маяковского «Про это», иллюстрированное фотоколлажами Родченко

В 1925 году на Международной выставке в Париже Родченко показал иллюстрации к поэме, за что получил серебряную медаль в номинации «Искусство книги».

Маяковский В. Про это. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014.

Поэма Про это писалась в экстремальных условиях разлада Маяковского с возлюбленной, героиней поэмы: по взаимной договоренности с Лилей Брик они не виделись ровно два месяца. В это время Маяковский работал по 16–20 часов в сутки и сделал столько, сколько, по его собственному признанию, «никогда не делал за полгода».

Ставшая классикой конструк тивизма поэма Маяковского любопытна, во-первых, как опыт визуализации поэтического слова. Впервые поэт применил новаторскую систему разбивки стихотворных  строк лесенкой. Он «перепробовал, как бы ощупывал все стиховые системы, все затверделые жанры, словно ища выхода из себя», писал Тынянов. Во-вторых, Про это — первый опыт иллюстрирования книги фотоколлажами. Александр Родченко создавал их в русле дадаистских экспериментов, где декларировалось создание произведений из культурного «мусора», отходов индустриальной цивилизации. В книгу вошло восемь монтажей, составленных из фотографий реальных действующих лици предметов быта, упомянутых в поэме: телефона, постели, самовара, чайного стакана (чаепитие для Маяковского было символом мещанства), зеркала, рюмки, столового серебра, а еще пролетов мостов, льдин, белых медведей, кроликов, танцующих пар, толп на улице, букв, цифр 67–10, номера телефона музы поэта Лили Брик. Некоторые листы носят метафорический характер. Маяковский изображен на куполе колокольни Иван Великий с раскинутыми в стороны руками, заменяя собой крест и фигуру на нем распятого, на самом деле иллюстрируя строчки поэмы «Ловлю равновесия, страшно машу». К колокольне приделано колесо, скорее всего для того, чтоб подчеркнуть неустойчивость. Выбранный Родченко фоторяд придал поэме статус живого свидетельства реальной человеческой драмы. Обложку украшал постановочный портрет Брик, снятый Абрамом Штеренбергом. Но Родченко вырезал голову, предельно обобщив изображение, и поместил его на контрастный черно-белый фон. Художник сделал лицо отчаянно некрасивым и напряженным: выпученные глаза, заметное косоглазие, явная асимметрия носа и губ. Попытка отретушировать нос придала ему неестественные очертания и чрезмерно большой размер. Все это не смутило героиню и не вызвало ее возражений. Брутальная компоновка и лаконичный аскетизм цепляли глаз и привлекали внимание. Через год после выхода поэмы Брик уже позировала фотографу в роскошном платье от Ламановой с раскрытой книгой Про это в руках. В 1925 году на Международной парижской выставке художественной промышленности Родченко показал обложки и иллюстрации поэмы Про это и получил серебряную медаль в номинации Искусство книги.

Настоящее издание впервые воспроизводит факсимильное издание поэмы и включает в себя фотомонтажи в цвете.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+