18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Запоздалый успех Франческо Моки

№67
Материал из газеты

Исчерпывающий рассказ о недооцененном итальянском скульпторе, оставшемся в тени прославленного Бернини

Имя Джованни Лоренцо Бернини упоминается уже в самом названии новой книги Эстель Линго, а Микеланджело описывается в тексте как важнейший предшественник Франческо Моки (1580–1654), главного героя этого исследования. Когда-то знаменитый историк архитектуры Рудольф Виттковер заявлял, что ранняя работа Моки — мраморная скульптурная группа «Благовещение» из собора города Орвието, созданная в то время, когда скульптору не было и 30, «подобна фанфарам, пробуждающим ото сна саму скульптуру».

Наряду с анализом главных произведений Моки, Линго прослеживает влияние на него ряда художников: Франческо да Сангалло, Баччо Бандинелли, Джамболоньи и самого Микеланджело. Она не только обсуждает их мраморные скульптуры, системы обучения и клиентуру, но и представляет историографию итальянской скульптуры XVI века. Читатель полнее оценит новые пути, которыми шел Моки, и особенности его творчества.

Несомненно, скульптурное «Благовещение» — захватывающее драматическое произведение. После обучения в Риме у Камилло Мариани для Моки это был первый независимый заказ (возможно, до того, как полагает Дженнифер Монтегю, он работал под руководством скульптора Джованни Баттиста Каччини во Флоренции). Линго упоминает многих предшественников автора великолепного «Благовещения», включая античных скульпторов, Микеланджело и Стефано Мадерно; эти параллели выглядят вполне убедительно. 

Две другие известные работы Моки — бронзовые конные статуи Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро, установленные на главной площади у собора в Пьяченце. Заказанные в 1611 году, они были завершены только в 1629-м. Эти скульптуры соперничают с конными статуями Гаттамелаты работы Донателло и Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо в Падуе и Венеции соответственно. Исследуя этот заказ, Линго попутно изучает традиции конных статуй в Италии и техническое мастерство, которое выказывал Моки при отливке памятников. «Фанфары Моки», о которых говорил Виттковер, здесь можно слышать и видеть: на ветру шевелятся гривы лошадей, а мощные всадники утверждают свою власть на городской площади.

Пятиметровую фигуру святой Вероники Моки изваял для центральной части собора Святого Петра в Риме. Здесь автор вновь проявил изобретательность в резьбе по мрамору и придании эффекта движения. Линго разбирает историю создания скульптуры, а также ее возможные художественные источники, включая так называемую античную «Нимфу» и фигуры с картин Сандро Боттичелли. Заодно она подробно анализирует три другие фигуры, установленные тут же и созданные современниками и соперниками Моки: Бернини, Франсуа Дюкенуа и Андреа Болджи.

Впечатляющее мраморное изваяние Иоанна Крестителя, над которым Моки, очевидно, работал с 1629 года с целью замены фигуры, сделанной Пьетро Бернини, в капелле Барберини в базилике Сант-Андреа делла Валле в Риме, находится теперь в Хофкирхе в Дрездене. Обстоятельства заказа этой статуи и отказа от нее не вполне ясны, но позже ее приобрел Август Сильный, курфюрст Саксонии, что демонстрирует тонкий вкус немецкого правителя. 

Поздние произведения Моки более спорны и, возможно, ниже качеством, чем ранние шедевры. Однако исследователь отстаивает тот взгляд, что мраморные фигуры святых Петра и Павла для базилики Сан-Паоло фуори ле мура были намеренно стилизованы под старину. Скульптурная группа «Крещение Христа», созданная для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини в Риме, не слишком велика по размеру; по мнению Линго, тела персонажей здесь отличаются жилистостью, что не похоже на мускулистые формы, свойственные Микеланджело. Необычная скульптура апостола Фаддея, предназначенная для собора в Орвието, осталась незаконченной. Будучи примером особого стиля Моки, она все же лишена легкости его ранних работ. 

В издании много качественных иллюстраций, есть большой библиографический аппарат. Монография дает исчерпывающее научное представление о творчестве Моки и при этом рисует великолепную картину расцвета скульптуры в Тоскане и Риме эпохи барокко. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+