Имя Джованни Лоренцо Бернини упоминается уже в самом названии новой книги Эстель Линго, а Микеланджело описывается в тексте как важнейший предшественник Франческо Моки (1580–1654), главного героя этого исследования. Когда-то знаменитый историк архитектуры Рудольф Виттковер заявлял, что ранняя работа Моки — мраморная скульптурная группа «Благовещение» из собора города Орвието, созданная в то время, когда скульптору не было и 30, «подобна фанфарам, пробуждающим ото сна саму скульптуру».
Наряду с анализом главных произведений Моки, Линго прослеживает влияние на него ряда художников: Франческо да Сангалло, Баччо Бандинелли, Джамболоньи и самого Микеланджело. Она не только обсуждает их мраморные скульптуры, системы обучения и клиентуру, но и представляет историографию итальянской скульптуры XVI века. Читатель полнее оценит новые пути, которыми шел Моки, и особенности его творчества.
Несомненно, скульптурное «Благовещение» — захватывающее драматическое произведение. После обучения в Риме у Камилло Мариани для Моки это был первый независимый заказ (возможно, до того, как полагает Дженнифер Монтегю, он работал под руководством скульптора Джованни Баттиста Каччини во Флоренции). Линго упоминает многих предшественников автора великолепного «Благовещения», включая античных скульпторов, Микеланджело и Стефано Мадерно; эти параллели выглядят вполне убедительно.
Две другие известные работы Моки — бронзовые конные статуи Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро, установленные на главной площади у собора в Пьяченце. Заказанные в 1611 году, они были завершены только в 1629-м. Эти скульптуры соперничают с конными статуями Гаттамелаты работы Донателло и Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо в Падуе и Венеции соответственно. Исследуя этот заказ, Линго попутно изучает традиции конных статуй в Италии и техническое мастерство, которое выказывал Моки при отливке памятников. «Фанфары Моки», о которых говорил Виттковер, здесь можно слышать и видеть: на ветру шевелятся гривы лошадей, а мощные всадники утверждают свою власть на городской площади.
Пятиметровую фигуру святой Вероники Моки изваял для центральной части собора Святого Петра в Риме. Здесь автор вновь проявил изобретательность в резьбе по мрамору и придании эффекта движения. Линго разбирает историю создания скульптуры, а также ее возможные художественные источники, включая так называемую античную «Нимфу» и фигуры с картин Сандро Боттичелли. Заодно она подробно анализирует три другие фигуры, установленные тут же и созданные современниками и соперниками Моки: Бернини, Франсуа Дюкенуа и Андреа Болджи.
Впечатляющее мраморное изваяние Иоанна Крестителя, над которым Моки, очевидно, работал с 1629 года с целью замены фигуры, сделанной Пьетро Бернини, в капелле Барберини в базилике Сант-Андреа делла Валле в Риме, находится теперь в Хофкирхе в Дрездене. Обстоятельства заказа этой статуи и отказа от нее не вполне ясны, но позже ее приобрел Август Сильный, курфюрст Саксонии, что демонстрирует тонкий вкус немецкого правителя.
Поздние произведения Моки более спорны и, возможно, ниже качеством, чем ранние шедевры. Однако исследователь отстаивает тот взгляд, что мраморные фигуры святых Петра и Павла для базилики Сан-Паоло фуори ле мура были намеренно стилизованы под старину. Скульптурная группа «Крещение Христа», созданная для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини в Риме, не слишком велика по размеру; по мнению Линго, тела персонажей здесь отличаются жилистостью, что не похоже на мускулистые формы, свойственные Микеланджело. Необычная скульптура апостола Фаддея, предназначенная для собора в Орвието, осталась незаконченной. Будучи примером особого стиля Моки, она все же лишена легкости его ранних работ.
В издании много качественных иллюстраций, есть большой библиографический аппарат. Монография дает исчерпывающее научное представление о творчестве Моки и при этом рисует великолепную картину расцвета скульптуры в Тоскане и Риме эпохи барокко.