Сейчас сложно представить себе более неоспоримую связку, чем Россия и березы, но так было не всегда. На выставке «Время берез» в музее Пушкина этот факт подчеркивают словами пушкиниста Валентина Берестова, отмечавшего, что великий поэт березу символом России не называл. «Она при нем для этой роли не подходила. Ей пороли», — гласит цитата здесь же на стене. Экспозиция, которая, по представлению музея, раскрывает «эволюцию „березовой“ темы на протяжении двух столетий», действительно рассматривает роль этого дерева в культуре с разных сторон, в том числе и связанную с невеселыми страницами в недавней нашей истории. Среди экспонатов, например, написанные карандашом на бересте письма к дочери скульптора Софьи Спасской из лагеря, где в 1940–1950-х годах она находилась по обвинению в терроре, и ответ на открытке с репродукцией «Березовой рощи» Архипа Куинджи. Не обошлось и без более привычных глазу идиллических образов. На выставке есть акварели Александра Бенуа, залитые солнцем рощи Игоря Грабаря, зимние пейзажи Константина Юона и «Скит в лесу» Виктора Васнецова. В советском разделе березы появляются не только в монументальном полотне Марата Самсонова «Н.С.Хрущев и Ф.Кастро в березовой роще» начала 1960-х, но и в фотографиях ансамбля «Березка» и даже одноименного магазина, где можно было отовариться за валюту. Рефлексия современных художников на тему берез представлена работами Франциско Инфанте, Леонида Тишкова и других.
Государственный музей А.С.Пушкина
Время берез
До 25 ноября
www.pushkinmuseum.ru