Молодая ярмарка современного искусства Art Berlin получила положительные отзывы от дилеров и посетителей, а некоторые эксперты сравнивали ее с туринской Artissima — уважаемой изысканной ярмаркой, которая продолжает показывать интересное искусство, даже когда рынок переживает консервативный период.
К ярмарке, которая в этом году прошла во второй раз, присоединились 10 новых галерей (всего было 120 участников). Хорошие отзывы получила и новая локация Art Berlin в здании бывшего аэропорта Берлин-Темпельхоф с баром на открытом воздухе, скульптурами и видом на превращенное в парк бывшее летное поле (и стоящие рядом ангары, на пике миграционного кризиса использовавшиеся для размещения беженцев). Однако «на самом деле важно не место, — отметил один германский галерист. — Важно, кто приезжает на ярмарку, и здесь явно ощущалась нехватка зарубежных посетителей».
С ним согласен брюссельский галерист Ален Серве, который говорит, что Art Berlin произвела на него очень «немецкое» впечатление. В числе посетивших ее статусных кураторов была бывший директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф — но она тоже немка. «Все меньше людей пересекает границы, — говорит Серве. — И очень жаль, потому что эта ярмарка стала по-настоящему приятным сюрпризом. Интересных предложений было больше, чем я ожидал».
Одним из самых впечатляющих на ярмарке был стенд берлинской галереи neugerriemschneider. В заполненном скульптурами пространстве с открытой планировкой, отгороженном стеной только с одной стороны, расположились современные интерпретации религиозных символов от художников, которых представляет галерея: Павла Альтхамера, Олафура Элиассона, Билли Чайлдиша, Марио Гарсии Торреса и Ай Вэйвэя. Галерея отказалась раскрывать информацию о продажах.
На стенде галереи Klosterfelde Edition произведения американца Дэна Питермана соседствовали с работами молодого германского художника Вильгельма Клотцека. «Было бы неплохо, если бы на ярмарке было больше зарубежных посетителей, но сам арт-рынок Берлина меняется и постепенно набирает обороты», — говорит директор галереи Альфонс Клостерфельде. Klosterfelde Edition продала несколько произведений стоимостью от €1000 до €12 000.
Галерея Sprüth Magers полностью посвятила свой стенд творчеству художниц-женщин, среди которых были Теа Джорджадзе, Розмари Трокель, Памела Розенкранц, Дженни Хольцер и Андреа Циттель. Галерея продала три произведения живущей в Кельне Джорджадзе, и в том числе большую скульптуру из нержавеющей стали за €46 000 и картину на основе из гипса и дерева за €32 000.
Особой популярностью среди посетителей пользовался один из рядов, в котором расположились такие галереи, как лондонская Emalin, пражская Polansky и берлинские Kraupa-Tuskany Ziedler, Soy Capitán, Société и Daniel Marzona. При поддержке благотворительного фонда Outset Germany, специализирующегося на финансировании современного искусства, и франкфуртского Музея современного искусства галерея Société привезла на ярмарку видеоинсталляцию Триши Баги Madonna y el Niño («Мадонна с младенцем», 2011). Ежегодную премию VBKI (Союза промышленников и предпринимателей Берлина) за выдающийся галерейный проект размером €10 000 выиграла галерея Daniel Marzona со стендом, посвященным сольному проекту Элоди Сегин. Галерея продала ее произведение на бумаге «Белые объемы» (2018) за €5500, а большая настенная инсталляция стоимостью €10 000 привлекла «большой интерес».
В числе других интересных сделок — продажа за €25 000 галереей Eigen + Art работы Карстена Николаи из его серии с графически представленными математическими формулами. Берлинская галерея Galerie Bastian, впервые принимавшая участие в ярмарке, продала 11 произведений британской художницы Эммы Стиббон, в числе которых были как серийные, так и уникальные работы стоимостью от €400 до €22 000.