18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи и епархии должны договориться о совместном использовании объектов из списка ЮНЕСКО

Если этого не произойдет в течение трех недель, то к работе приступят согласительные комиссии по каждому комплексу — речь идет о Ростовском кремле, Кирилло-Белозерском и Владимиро-Суздальском музеях-заповедниках

Русская православная церковь (РПЦ) претендует на Архиерейский дом в Ростове Великом, пять объектов в Кириллове — стены Ивановского монастыря и Братские кельи, в Ферапонтове — надвратные церкви, Казенную палату и церковь Мартиниана (ансамбль Ферапонтова монастыря с 2000 года входит в список объектов всемирного наследия). Церковь рассчитывает получить 12 объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (они и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года). 

«Самое главное решение, которое было принято, — это создание комиссий на местах. Мы дали три недели на ревизию отношений директоров музеев и местных епархий. Затем — до полутора месяцев на работу согласительной комиссии. Я думаю, что до Нового года состоится очередное заседание нашей объединенной комиссии и все напряженные моменты решатся», — сообщил ТАСС директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов по итогам совместного заседания рабочей группы по взаимодействию РПЦ и музеев. По его словам, если за отведенное время представители двух сторон не придут к согласию, тогда уже за дело возьмутся внутренние согласительные комиссии — своя по каждому музейному комплексу. 

«Надо менять повестку, надо музеям и Церкви сообща обеспечивать сохранность уникальных памятников истории и культуры, сохранность музейного фонда, привлечение паломников и туристов — и вот переформатированием мы и займемся», — резюмировал Кононов.

Наибольшую обеспокоенность у музейщиков, как правило, вызывают изменения температурно-влажностного режима во время проведения богослужений и угроза сохранности древнерусской живописи, а также необходимость беспрерывной реставрации памятников. К тому же объекты из списка ЮНЕСКО попадают под действие не только внутренних законов, но и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. 

«Я был поставлен перед фактом, что мы со своими экскурсиями можем войти в собор с часу до пяти, все остальное время его занимает Владимиро-Суздальская епархия. Мы закончили реставрировать фрески Рублева и с ужасом смотрим на то, что частые службы и большое количество испарений от свечей и того, что используется для проведения богослужений, через несколько лет сведут все наши старания на нет», — говорил на презентации концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника его директор Игорь Конышев. 

По данным «Коммерсанта» со ссылкой на Конышева, объекты, на которые претендует Церковь, позволяют музею зарабатывать более половины его доходов, при этом только затраты на их содержание составляют 25 млн руб. О росте финансовой нагрузки, которую в случае передачи РПЦ памятников должна будет нести казна РФ, говорил и его коллега, директор Кирилло-Белозерского ГМЗ Михаил Шаромазов. 

Передача РПЦ имущества религиозного назначения регулируется законом, принятым в 2010 году, и самым резонансным событием до сих пор был переход Новодевичьего монастыря Московской епархии от Государственного исторического музея. Как рассказывал нам его директор Алексей Левыкин, несмотря на сложность процесса отделения также входящего в список ЮНЕСКО монастыря, сейчас отношения между музеем и Церковью можно назвать образцовыми, и в первую очередь это касается работы по сохранению иконостасов с 250 иконами XVI–XIX веков, входящих в Музейный фонд России. 

При первом рассмотрении бесконфликтным должно стать взаимодействие РПЦ и Музея имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Вскоре музей получит дополнительные площади за пределами обители, и, очевидно, тогда будет поднят пока не озвученный вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+