18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Канаде идет борьба за снос монументов белым завоевателям

№67
Материал из газеты

В авангарде протеста — коренное население

Что делать с памятниками, исторически связанными с расизмом? Этот вопрос остро стоит не только в США, где год назад в Шарлоттсвилле в Виргинии произошли кровавые столкновения с неонацистами, пытавшимися предотвратить снос памятника генералу-конфедерату Роберту Ли. В Канаде разгорелась аналогичная битва вокруг демонтажа мемориалов, которые, по словам протестующих, прославляют колониализм и унижают наследие коренных народов страны.

Одна из наиболее противоречивых фигур в канадской истории — прославленный герой Джон А. Макдональд (1815–1891), сыгравший главную роль в объединении северных колоний в единое государство и ставший его первым премьер-министром. Макдональд принял ряд законов, заставлявших коренных жителей, которых он называл дикарями, ассимилироваться с белыми. Вскоре после того как памятник Макдональду был снесен в Виктории, в Монреале 17 августа неизвестные облили его мемориал красной краской. В оставленных ими листовках говорилось, что Макдональд «прямо способствовал геноциду коренных народов» и памятники ему «должны исчезнуть из общественных мест».

Одновременно в Галифаксе был сформирован консультативный комитет для рассмотрения вопроса о том, как следует относиться к британскому генералу Эдварду Корнуоллису, основавшему в этих местах первое английское поселение. В 1749 году, будучи губернатором Новой Шотландии, Корнуоллис выдавал по десять гиней за каждого пленного индейца-микмака или его скальп. Комиссию создали через несколько месяцев после того, как бронзовый памятник Корнуоллису, который 85 лет простоял в городе, был временно отправлен на хранение в музей, поскольку стал местом протестных митингов. Аналогичная комиссия созывается в Ориллии в штате Онтарио, где отложили после реставрации возвращение в городской парк мемориала ученому и губернатору Самюэлю де Шамплену. Он изображает географа, как рассказывает художница, представительница «первых наций» Айлан Коши, «на пьедестале, по бокам которого смиренно присели туземцы в набедренных повязках, кланяющиеся завоевателям».

«Любой памятник, даже спорный, рассказывает нам что-то о прошлом, каким бы неприятным оно ни было», — говорит специалист по вопросам культурного наследия Робер Беван. Он поддерживает идею создания контрпамятников, которые могут «оспорить смысл и силу оригинала». По его мнению, они способны «переформатировать или перенастроить существующий мемориал, превратив места славы и почести в места скорби». «Просто изменив формулировку на мемориальной доске у подножия конного монумента, можно, не подрывая культурное значение памятника, оправдать его постоянное присутствие», — уверен Беван. Реконтекстуализация спорных памятников без их демонтажа способствовала ряду плодотворных дискуссий на тему того, существуют ли «более сложные, изящные, художественные и мощные средства объяснения и низвержения былых героев, чем просто отправка их памятников в музейные коллекции». «Кто-то предложил окружить одну из статуй в Шарлоттс­вилле гигантской изгородью, и это, пожалуй, отличная идея», — считает он.
Тем не менее некоторые мемориалы, полагает Беван, «настолько вопиюще возмутительны, что им просто нельзя позволить оставаться на месте, по крайней мере в неизмененном состоянии; я бы отнес к этой категории памятники тем, кто руководил геноцидом».

По словам Коши, хотя многие музеи в Канаде «движутся в направлении, где местное искусство, культура и люди представлены последовательно, нам еще предстоит пройти долгий путь, и перемещение объекта в музей вовсе не гарантирует, что его контекст будет правильно прочитан». Контрпамятники, даже в форме перформанса, добавляет она, «могут предоставить уникальные возможности взаимодействия с историей через призму современности». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+