Для жителей Нью-Йорка, уставших от непомерных цен в музеи и галереи, музейная карта Culture Pass кажется настоящей манной небесной. Это бесплатный билет в музей, который можно получить, просто зарегистрировавшись в Интернете и введя данные читательского билета. Благодаря новой инициативе, запущенной публичными библиотеками Нью-Йорка, Бруклина и Квинса, владельцы читательских билетов могут бесплатно сходить в 33 культурных учреждения города, делая две «активные» брони на каждую карту одновременно. Опция доступна для определенных дат, записаться можно за три месяца, полагается один билет в каждый музей раз в год.
Тысячи людей воспользовались возможностью бесплатно попасть в Музей американского искусства Уитни, Музей современного искусства (MoMA) и Музей Гуггенхайма, обычный входной билет в которые стоит около $25, — а число желающих записаться в библиотеку резко выросло. «Некоторые читатели были недовольны тем, что билеты разобрали так быстро, — говорит Йоханнес Нойер, директор по работе с клиентами в Нью-Йоркской публичной библиотеке. — Но хорошего и бесплатного всегда очень мало».
Администрация библиотек подчеркивает, что билеты дают доступ во множество других культурных учреждений. При этом к программе постоянно присоединяются новые институции. Всего лишь за месяц с небольшим было зарезервировано почти 22 тыс. из 31,6 тыс. доступных билетов.
Помимо небывалого ажиотажа, есть у Culture Pass и другие сложности. «Многие подумали, что если у них есть читательский билет, то это автоматически означает, что можно пройти в музей бесплатно», — говорит Коринн Годсалл, директор по работе с корпоративными, институциональными и международными партнерами Музея Гуггенхайма, которому неоднократно приходилось разворачивать посетителей, неправильно понявших принцип действия новой системы.
Некоторые музеи, предоставляющие билеты по новой программе, уже увеличили бесплатную месячную квоту. Когда первые 100 льготных билетов разлетелись как горячие пирожки, Музей Гуггенхайма довел их число до 200. А МоМА и вовсе решил увеличить свою ежемесячную квоту с 400 до 1 тыс. человек из-за невероятного спроса, рассказали в музее.
Учреждения могут также резервировать часть бесплатных билетов для своих подопечных из определенных районов города. Например, половина ежемесячных пропусков, предлагаемых MoMA, была забронирована для тех читателей библиотек, которые проживают в отдаленных округах с низкими средними доходами, «откуда редко раньше добирались до нашего музея», рассказала пресс-секретарь.
Хотя многие недовольны высоким спросом на льготные билеты, Линда Джонсон, президент и исполнительный директор Бруклинской публичной библиотеки, говорит, что такой интерес «радует организаторов» и «демонстрирует, что люди хватаются за возможность посетить музеи и институции, которые по тем или иным причинам прежде не могли себе позволить».