Реконструкция Политехнического стала третьим после ГМИИ им. Пушкина и Сколково модернизационным проектом периода президентства Дмитрия Медведева. К концу 2016 года историческое здание на Новой площади должно превратиться в символ инновационной России. Превратится ли?
Полтора года назад Дмитрий Медведев поручил Министерству культуры РФ разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического. Однако инициатор модернизации не президент, а глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, который в 2008 году вошел в попечительский совет Фонда развития Политехнического музея. На тот момент в совете было 40 человек, из которых реально помогать музею могли лишь двое: Владимир Евтушенков (АФК «Система») и сам Чубайс.
То, что музею требовались перемены, ни у кого сомнений не вызывало. В последнее десятилетие он все больше напоминал площадку для арендаторов, а его посетителями были в основном школьники младших классов. К тому времени уже несколько лет шли разговоры о реконструкции Политехнического, и был разработан предварительный вариант такого проекта. Однако Чубайс, заручившись поддержкой президента, предложил провести открытый конкурс на создание концепции музея науки с привлечением зарубежных специалистов. На его организацию «Роснано» выделило собственные 50 млн руб.
Директор Политеха и одновременно один из авторов первого проекта Гурген Григорян, выступивший против допуска к участию в конкурсе посторонних, в июле 2010 года приказом министра культуры был уволен со своего поста. Новым директором Политехнического был назначен бывший министр науки и образования Борис Салтыков. По его словам, музей словно застрял в индустриальной эпохе, поэтому косметическим ремонтом эту проблему не решить. Предполагалось ориентироваться на лучшие западные образцы: Музей естествознания и техники в Мюнхене, Technorama в Цюрихе, научно-познавательный музей CosmoСaixa в Барселоне, Музей науки в Лондоне, Exploratorium в Сан-Франциско. Однако Салтыков не устает повторять, что тотального ухода в популярные теперь в музейном мире аттракционы и интерактив не будет, а для science art выделят специальные помещения. Science art уже понемногу внедряется в Политехнический музей: фестивали научного кино, временные выставки вроде «КПД Звезды» (о солнечной энергии). Победившее в конкурсе на создание концепции британское бюро Event Communications предусмотрело возможность проведения подобных экспозиций. Концепцию, изложенную на 500 страницах, кратко можно сформулировать следующим образом: если прежде по сохранившейся с советских времен традиции музей представлял собой ретроспективу экспонатов, распределенных по различным разделам науки и техники, то теперь это будет концептуальный показ — от исторических артефактов до современных виртуальных пространств. Будут обозначены три главные темы: энергия, материя и информация.
ПРОЕКТ
Подземный сад
Согласно проекту Дзюньи Исигами существующее здание музея отреставрируют, дворы перекроют пневматической кровлей из пленки EFTE на стеклянных балках, а под зданием устроят сад, связанный со скверами на Лубянке и Старой площади. Концепция японского архитектора заключается в том, что техника и природа не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга, человек как часть природы в этой системе — связующее звено.
Поскольку проект модернизации Политехнического нуждается как в инвестиционной, так и в политической поддержке, было решено создать новый попечительский совет, более действенный, чем прежний. На сегодняшний день в него входят 15 социально ответственных и близких Кремлю персон, а также представителей государственных и частных компаний.
С некоторыми из будущих попечителей лично договаривался Чубайс. Возглавил совет вице-премьер Игорь Шувалов. В том, что были выделены немалые государственные средства, есть и его, Шувалова, заслуга. Говорят, что именно он помог истребовать деньги у прежнего министра финансов Алексея Кудрина, сомневавшегося в целесообразности подобных трат. Существующее постановление правительства о выделении до 2016 года на проект денежных средств в размере 7,6 млрд руб. необходимо ежегодно заново подтверждать, и роль Шувалова в данной ситуации весьма значительна. После съезда «Единой России» 24 сентября многие усомнились в том, что проект доведут до конца. Сам Чубайс, впрочем, заметил: «Теперь поддержат с удвоенной силой».
Кто и сколько дал на Политехнический, держится в тайне. Впрочем, некое лицо, близкое к руководству фонда, оценило размер пожертвований приблизительно в $60 млн. Эти средства заложены на пять лет, а в ближайший год сумму увеличат до $150 млн.
Архитектурное задание под готовую концепцию на конкурсной основе разрабатывали архитекторы из десяти стран. В июле этого года в финал конкурса вышли четыре архитектурных бюро: японское Kawamura & Junya Ishigami, американское Leeser Architecture, «Студия 44» Никиты Явейна (Санкт-Петербург) и голландская компания Neutelings Riedijk Architecten в сотрудничестве с руководителем «Проекта Меганом» Юрием Григоряном. Решения финалистов сходились лишь в одном: здание Политеха станет просторнее, поскольку предполагается устранить все поздние внутренние перегородки, загромождавшие музей в советское время. В конечном счете выбор попечительского совета склонился в пользу японцев Дзюньи Исигами и Наоко Кавамуры, предложивших превратить Политехнический в музей-парк, со всех сторон окруженный садом. Идея Исигами заключается в том, что у Политехнического музея появится раскрытый на глубине 4 м подземный уровень, который станет продолжением зеленой зоны. Предполагается, что внутренние дворы будут затянуты прозрачной пленкой.