В заявлении, распространенном аукционным домом, с пафосом говорится: «Пока переполненный зал смотрел, как за финальный лот — «Девочка с воздушным шаром» Бэнкси — идет битва покупателей из зала и по телефонам, случилось то, что попало во все заголовки, захватывая мир искусства и возбуждая споры и предположения. Через несколько секунд после того, как молоток упал, часть холста прошла через скрытый в раме шредер, и в процессе разрушения одного произведения родилось новое». Через несколько часов после резонансной продажи, когда сообщение о ней вышло в топ мировых новостей, Бэнкси ответил на один из множества вопросов в своем инстаграме, где появилось видео с монтажом механизма для резки бумаги в обрамление картины.
Напомним, что молоток ударил на сумме £1 млн, при предварительной оценке £200–300 тыс. «Девочка с воздушным шаром» Бэнкси в прошлом, 2017 году в результате опроса была признана самым любимым изображением британцев. Она неоднократно воспроизводилась Бэнкси, данный вариант был на холсте, взятом в тяжелую авторскую раму в викторианском стиле, и существовал в единственном экземпляре. Прямо на глазах изумленной публики половина холста прошла через спрятанные в раме лезвия измельчителя и повисла снизу бахромой. «Новая работа, — говорится в заявлении Sotheby’s, — получила сертификат от Pest Control, органа аутентификации Бэнкси, и получила новое название: Love is in the Bin (“Любовь в мусорном ведре”)». Покупательница, коллекционер из Европы и давний клиент Sotheby's, выкупит ее по той цене, которая была достигнута в момент торгов. Она рассказала: «Когда молоток упал и работа была разрезана, я была потрясена, но постепенно начала понимать, что владею теперь собственным кусочком истории искусства».
Разрушение как художественный прием — не новость. В 1953 году поп-артист Роберт Раушенберг стер рисунок абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга и показал пустой листочек на выставке. В 1960 году самосоздающаяся и саморазрушающаяся машина бельгийского скульптора-сюрреалиста Жана Тэнгли, посвященная Нью-Йорку, в клубах дыма распалась на части в саду Музея современного искусства (MoMA). Скульптуры-свечи Урса Фишера горят и тают, чтобы к концу выставки превратиться в кучку воска. Британские братья-провокаторы Джейк и Динос Чепмены, по сути, уничтожают старинные портреты, уродуя лица моделей. Но Бэнкси, несомненный гений скандала и пиара, превзошел их всех в монетизации разрушения — если бы полуразрезанную (но сохранившую отличный товарный вид) картину выставили на торги снова, она наверняка сделала бы больше миллиона.
Новую работу Бэнкси «Любовь в мусорном ведре» можно увидеть в лондонском особняке Sotheby’s на Нью-Бонд-стрит в ближайшие субботу и воскресенье, 13 и 14 октября.