18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мухоморы» делят собственность

Бывшие участники одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда спорят о праве распоряжаться ее наследием

На сайте muhomor.info появилось заявление, подписанное четырьмя из пяти членов арт-группы «Мухомор», существовавшей с 1978 по 1984 год. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский и Сергей Мироненко обвиняют Владимира Мироненко в присвоении хранившегося у него архива арт-группы. «Архив совместно сделанных работ группы хранился поочередно многими членами группы, о чем все ее участники знали. При этом права авторства и, соответственно, коллективной собственности никем не оспаривались. В последние годы значительная часть архива группы «Мухомор» хранилась у Владимира Мироненко. В 2018 году из публикаций в сети Интернет мы узнали, что Владимир Мироненко без нашего ведома и согласия продает хранящиеся у него наши совместные работы, а вырученные деньги обращает в свою пользу», — сказано в обращении.

На сайте аукциона Vladey действительно можно обнаружить сведения о четырех проданных произведениях группы «Мухомор». Три из них ушли весной этого года и одна — осенью предыдущего. Среди них оформленный Свеном Гундлахом альбом «Выходка-3» с документацией знаменитой акции, во время которой участники группы выложили своими телами на снегу известное слово из трех букв, дав начало целой серии подобных произведений в отечественном искусстве. Он продан за €12 тыс. Общая стоимость остальных трех работ, по данным сайта аукциона Vladey, составила €24 тыс.

Один из подписавшихся под обращением, Сергей Мироненко, сказал нашей газете, что «по необъяснимым причинам» его брат Владимир Мироненко считает оказавшийся у него архив личной собственностью, в то время как члены группы никогда ему ничего в собственность не передавали, речь шла лишь о хранении. В архив входят работы, созданные участниками группы совместно, рисунки отдельных участников группы (в основном Свена Гундлаха), фотографии и документации перформансов. Сергей привлек к делу адвоката Юлию Вербицкую. В суд он тем не менее пока не обращался.

У Владимира Мироненко другая позиция. Он считает, что право авторства и право собственности — разные вещи. «С 1984 года, когда группа распалась, эти работы были у меня, — сказал он The Art Newspaper Russia. — Я их, можно сказать, спас от уничтожения временем. Работы были первые годы после распада группы фактически бесхозные, никем не востребованы и никому не нужны. Потом их стали брать на выставки, но рыночной стоимости они не имели до 2017 года. Тридцать четыре года я хранил их, распоряжался ими как своими, и все знали, что это моя коллекция, никто этого не оспаривал. Более того, в 2010 году вышла большая книга “Мухомор”, в которой под фотографиями этих работ подписано: “Коллекция Владимира Мироненко”. Брат (Сергей Мироненко) сам принимал участие в подготовке этой книги и никак не возражал. Никого эти вопросы не волновали до тех пор, пока я не продал работы и не выяснилось, что они стоят денег. Я не оспариваю ничье авторство, все авторы получают авторские отчисления, я даже предлагал сделать их выше, чем стандартные 5%». Владимир ссылается на норму приобретательной давности, по которой претензии к человеку, открыто пользующемуся неким имуществом как своим, могут предъявляться только в течение трех лет, а также указывает на то, что практически все коллекции советского андеграундного искусства формировались без подтверждающих документов. «Кто-то кому-то что-то отдал, кто-то просто оставил у кого-то работу, кто-то вообще что-то нашел на помойке. У каждого коллекционера есть такие работы. Если сейчас все у всех отнять и поделить, это будет колоссальный передел рынка», — говорит он.

И Сергей, и Владимир Мироненко сказали нашей газете, что надеются на то, что ситуация разрешится без суда.

Арт-группа «Мухомор» основана в 1978 году в Москве Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Владимиром Мироненко и Сергеем Мироненко и получила известность благодаря перформансам, в том числе пародирущим эстетику «московского романтического концептуализма». На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или плана похищения картины «Явление Христа народу» из Третьяковки (с последующей продажей картины и направлением вырученных средств на создание музея концептуального искусства). Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году «Золотого диска», представлявшего собой абсурдные тексты, наложенные на коллажи из песен западной и советской эстрады, оперных арий и т.п.

Наследие группы включает живопись, скульптуры и арт-объекты, оригинальную и тиражную графику, рукописные издания, тексты, фотографии и документацию перформансов. Работы группы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Центра Помпиду и других музеев

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+