18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж. Столица прогресса, гедонизма и роскоши накануне Первой мировой

Во французской столице впервые реконструировали знаменитую Всемирную выставку 1900 года.

Выставка в Пти-пале посвящена Всемирной выставке 1900 года, а еще шире — самой фран-цузской столице, провозгласившей себя на рубеже двух прошлых двух столетий «средоточием мировой цивилизации», эпицентром «прекрасной эпохи» (Belle Epoque). Удивительно, но это первая выставка в Париже, посвященная той исторической экспозиции, которую посетили 60 млн человек.

«Прекрасная эпоха» — что она такое? Время, когда ушла в прошлое горечь поражения Франции во Франко-прусской войне, частично залечилась травма из-за потери Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией по Франкфуртскому миру. Человечество еще не знало, что это всего лишь передышка.

И все же до Первой мировой еще далеко. И «золотой» 1900 год с его золотыми монетами в обращении, «безграничным» техническим прогрессом кажется широко распахнутой дверью в светлое будущее. При этом ознаменовали Всемирную выставку и «великие стройки гедонизма», в их числе «русский» мост Александра III, Гран-пале (Большой дворец) и его «меньшой брат» — Пти-пале (Малый дворец), где проходила выставка и где разместилась нынешняя мегаинсталляция Париж 1900 года: город на сцене с бюджетом, превысившим €1 млн. Она расположилась в шести «павильонах», вобравших множество артефактов из коллекции самого Пти-пале, ставшего с 1902 года музеем, а также из других музеев, галерей, от коллекционеров и антикваров со всего мира — свыше 600 уникальных экспонатов, часть которых широкая публика видит в первый и, скорее всего, в последний раз.

Первый раздел, Париж — витрина мира, посвящен собственно Всемирной выставке 1900 года, вместив технические новинки эпохи: аэропланы, автомобили, архитектурные проекты и — чудо из чудес — синема! Второй и третий разделы объединены под названием Париж — международная столица искусств. Вместо взлета аэропланов здесь взлет живописи от академизма до импрессионизма: полотна Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега, Клода Моне, скульптуры Огюста Родена и даже художественное творчество великой актрисы Сары Бернар, которая в 1870-е училась скульптуре, а с 1874 года регулярно выставлялась во всех Салонах. Воссозданы и салоны, где царствуют прикладные шедевры стиля модерн. С роскошной эклектической мебелью, решетками Эктора Гимара, с шедеврами Эмиля Галле, Рене-Жюля Лалика, Альфонса Мухи. Лаки, позолота, зеркала, в которых, кажется, все еще мелькают томные тени красавиц былых времен, загадочных ведьм, пряных «цветов зла».

Следующий зал посвящен парижской моде. Это по сути исполинская гардеробная для «великих Гэтсби» всех широт... Дух захватывает при виде платьев, аксессуаров — экстравагантных, элегантных, «фараонских» ожерелий, каскадов из самоцветов! Для этого зала парижский Музей моды Гальера предоставил главные свои сокровища: творения Жанны Пакен, революционные наряды Пьера Пуаре, освободившего женщин от корсета... Напомним, что и на афише Всемирной выставки 1900 года красовалась парижанка в платье от Пакен... И в конце перед публикой разворачивается настоящее шоу-мистерия, чье имя — Париж развеселый. Там во всем блеске Большие бульвары, кабаре «Мулен-Руж», «Ша-Нуар», свет и полусвет, кафешантаны, кокотки, удалой канкан — безумная и бездумная ночная парижская жизнь. Как говорят в народе, «большой город Париж, в него приедешь — угоришь!»
Музей Пти-пале
Париж 1900 года: город на сцене

Пари ж
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+