18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Париж. Столица прогресса, гедонизма и роскоши накануне Первой мировой

Во французской столице впервые реконструировали знаменитую Всемирную выставку 1900 года.

Выставка в Пти-пале посвящена Всемирной выставке 1900 года, а еще шире — самой фран-цузской столице, провозгласившей себя на рубеже двух прошлых двух столетий «средоточием мировой цивилизации», эпицентром «прекрасной эпохи» (Belle Epoque). Удивительно, но это первая выставка в Париже, посвященная той исторической экспозиции, которую посетили 60 млн человек.

«Прекрасная эпоха» — что она такое? Время, когда ушла в прошлое горечь поражения Франции во Франко-прусской войне, частично залечилась травма из-за потери Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией по Франкфуртскому миру. Человечество еще не знало, что это всего лишь передышка.

И все же до Первой мировой еще далеко. И «золотой» 1900 год с его золотыми монетами в обращении, «безграничным» техническим прогрессом кажется широко распахнутой дверью в светлое будущее. При этом ознаменовали Всемирную выставку и «великие стройки гедонизма», в их числе «русский» мост Александра III, Гран-пале (Большой дворец) и его «меньшой брат» — Пти-пале (Малый дворец), где проходила выставка и где разместилась нынешняя мегаинсталляция Париж 1900 года: город на сцене с бюджетом, превысившим €1 млн. Она расположилась в шести «павильонах», вобравших множество артефактов из коллекции самого Пти-пале, ставшего с 1902 года музеем, а также из других музеев, галерей, от коллекционеров и антикваров со всего мира — свыше 600 уникальных экспонатов, часть которых широкая публика видит в первый и, скорее всего, в последний раз.

Первый раздел, Париж — витрина мира, посвящен собственно Всемирной выставке 1900 года, вместив технические новинки эпохи: аэропланы, автомобили, архитектурные проекты и — чудо из чудес — синема! Второй и третий разделы объединены под названием Париж — международная столица искусств. Вместо взлета аэропланов здесь взлет живописи от академизма до импрессионизма: полотна Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега, Клода Моне, скульптуры Огюста Родена и даже художественное творчество великой актрисы Сары Бернар, которая в 1870-е училась скульптуре, а с 1874 года регулярно выставлялась во всех Салонах. Воссозданы и салоны, где царствуют прикладные шедевры стиля модерн. С роскошной эклектической мебелью, решетками Эктора Гимара, с шедеврами Эмиля Галле, Рене-Жюля Лалика, Альфонса Мухи. Лаки, позолота, зеркала, в которых, кажется, все еще мелькают томные тени красавиц былых времен, загадочных ведьм, пряных «цветов зла».

Следующий зал посвящен парижской моде. Это по сути исполинская гардеробная для «великих Гэтсби» всех широт... Дух захватывает при виде платьев, аксессуаров — экстравагантных, элегантных, «фараонских» ожерелий, каскадов из самоцветов! Для этого зала парижский Музей моды Гальера предоставил главные свои сокровища: творения Жанны Пакен, революционные наряды Пьера Пуаре, освободившего женщин от корсета... Напомним, что и на афише Всемирной выставки 1900 года красовалась парижанка в платье от Пакен... И в конце перед публикой разворачивается настоящее шоу-мистерия, чье имя — Париж развеселый. Там во всем блеске Большие бульвары, кабаре «Мулен-Руж», «Ша-Нуар», свет и полусвет, кафешантаны, кокотки, удалой канкан — безумная и бездумная ночная парижская жизнь. Как говорят в народе, «большой город Париж, в него приедешь — угоришь!»
Музей Пти-пале
Париж 1900 года: город на сцене

Пари ж
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+