Что могло свести вместе этнографический музей и Ай Вэйвэя (р. 1957), имя которого не покидает первых строчек рейтингов самых влиятельных персон в арт-мире? Оказалось, обычная семейная история, точнее, история отца художника, китайского поэта Ай Цина (1910– 1996), который в 1929 году спустился с корабля на причал марсельского порта. Выставка посвящена именно этому, французскому периоду в биографии отца художника. «Мне хотелось понять, каково это было — ощущать себя китайцем в Марселе в то время», — говорит Ай Вэйвэй. С этой целью он отобрал для показа 50 своих работ (скульптуры, инсталляции, видео), которые дают зрителю возможность совершить путешествие во времени и пищу для размышлений на темы, не потерявшие своей остроты и сегодня. Две монументальные инсталляциии Ай Вэйвэй подготовил специально к марсельской выставке: одна собрана из знаменитого марсельского мыла с цитатами из французской «Декларации прав человека», вторая отсылает к «Сушилке для бутылок» (1914) Марселя Дюшана, с которой у Ай Вэйвэя свисают французские и немецкие люстры, намекая на «блеск и нищету» капитализма в Китае.
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья
Ай Вэйвэй. Фан-Тан
До 12 ноября
www.mucem.org