18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Территория» сделал MMOMA «Музеем вымысла»

В Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», объединяющий театр, музыку, изобразительное искусство, перформанс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре принимает два события фестиваля: спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ и видеоинсталляцию «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса, ученика известного в России канадского режиссера Робера Лепажа.

«Музей вымысла» — это интерпретация «Макбета» Шекспира, действие которого происходит в постфранкистской Испании. Роль леди Макбет исполняет Робер Лепаж, а испанская «альмодоваровская» актриса Анхела Молина играет Макбета. В истории о жажде власти и зарождении имперского сознания гендер действительно не имеет значения, а настоящему актеру не важно, играть мужскую или женскую роль. В конце концов, и в театре кабуки, и в шекспировском театре мужчины исполняли все роли.

В первом зале, драматично подсвеченном красным, зрители настраиваются на атмосферу, знакомятся с действующими лицами представления, которые безмолвно существуют на экранах (немного напоминая ожившие портреты другого героя фестиваля, Роберта Уилсона). После знакомства гостей приглашают во второй зал, в котором 20 зрительских мест со всех сторон окружены большими экранами.

Умпьеррес — живущий в Испании аргентинец, а его родители уругвайцы, в которых есть испанская, французская баскская и итальянская кровь, так что Матиас отчетливо ощущает себя «на границе», для него в равной степени важны проявления каждой национальной особенности. Возможно, именно поэтому он стремится быть междисциплинарным художником, смешивая разные виды искусства, но всегда уделяя особое внимание театру. Каким он должен быть в 2018 году? Нужны ли ему актеры? А зрители? Обязательно ли действие должно быть живым и происходить на сцене? Что, если перенести его в музейное пространство и представить на экранах?

Посетители музеев часто заглядывают в залы с видеоартом, задерживаются на несколько минут и выходят. Выйти из «Музея вымысла» невозможно, потому что от него невозможно оторваться (хотя в данном случае и зайти на него случайно не получится). При минимальных изобразительных средствах и декорациях перед вами полноценный спектакль, отлично сыгранный, идеально технически собранный, физически погружающий зрителя в центр действия без дополнительных VR-приспособлений, заставляющий переживать.

Вызывать схожие эмоции, по задумке создателей, должен и спектакль «Вист/Whist». Аои Накамура и Эстебан Фурми хотят сделать танец ближе к зрителям настолько, что предлагают им надеть очки виртуальной реальности и посмотреть фильм, вдохновленный психоанализом Зигмунда Фрейда. Чтобы перейти из одной главы повествования в другую, нужно физически найти в зале нужный объект и прикоснутся к нему. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность — конечно, соблазнительные для создателей современного искусства технологии, но в случае с «Вистом» они, к сожалению, существуют сами по себе и не добавляют зрителю захватывающих переживаний, которые ему обещаны. «Музей вымысла» же справляется с этим с помощью вполне традиционных технических средств намного лучше.

Московский музей современного искусства (Гоголевский бул., д. 10)
Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя»
До 24 октября
Спектакль «Вист/Whist»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+