18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Территория» сделал MMOMA «Музеем вымысла»

В Москве проходит XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», объединяющий театр, музыку, изобразительное искусство, перформанс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре принимает два события фестиваля: спектакль виртуальной реальности «Вист/Whist» британской танцевальной компании АФЕ и видеоинсталляцию «Музей вымысла I. Империя» аргентинского художника Матиаса Умпьерреса, ученика известного в России канадского режиссера Робера Лепажа.

«Музей вымысла» — это интерпретация «Макбета» Шекспира, действие которого происходит в постфранкистской Испании. Роль леди Макбет исполняет Робер Лепаж, а испанская «альмодоваровская» актриса Анхела Молина играет Макбета. В истории о жажде власти и зарождении имперского сознания гендер действительно не имеет значения, а настоящему актеру не важно, играть мужскую или женскую роль. В конце концов, и в театре кабуки, и в шекспировском театре мужчины исполняли все роли.

В первом зале, драматично подсвеченном красным, зрители настраиваются на атмосферу, знакомятся с действующими лицами представления, которые безмолвно существуют на экранах (немного напоминая ожившие портреты другого героя фестиваля, Роберта Уилсона). После знакомства гостей приглашают во второй зал, в котором 20 зрительских мест со всех сторон окружены большими экранами.

Умпьеррес — живущий в Испании аргентинец, а его родители уругвайцы, в которых есть испанская, французская баскская и итальянская кровь, так что Матиас отчетливо ощущает себя «на границе», для него в равной степени важны проявления каждой национальной особенности. Возможно, именно поэтому он стремится быть междисциплинарным художником, смешивая разные виды искусства, но всегда уделяя особое внимание театру. Каким он должен быть в 2018 году? Нужны ли ему актеры? А зрители? Обязательно ли действие должно быть живым и происходить на сцене? Что, если перенести его в музейное пространство и представить на экранах?

Посетители музеев часто заглядывают в залы с видеоартом, задерживаются на несколько минут и выходят. Выйти из «Музея вымысла» невозможно, потому что от него невозможно оторваться (хотя в данном случае и зайти на него случайно не получится). При минимальных изобразительных средствах и декорациях перед вами полноценный спектакль, отлично сыгранный, идеально технически собранный, физически погружающий зрителя в центр действия без дополнительных VR-приспособлений, заставляющий переживать.

Вызывать схожие эмоции, по задумке создателей, должен и спектакль «Вист/Whist». Аои Накамура и Эстебан Фурми хотят сделать танец ближе к зрителям настолько, что предлагают им надеть очки виртуальной реальности и посмотреть фильм, вдохновленный психоанализом Зигмунда Фрейда. Чтобы перейти из одной главы повествования в другую, нужно физически найти в зале нужный объект и прикоснутся к нему. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность — конечно, соблазнительные для создателей современного искусства технологии, но в случае с «Вистом» они, к сожалению, существуют сами по себе и не добавляют зрителю захватывающих переживаний, которые ему обещаны. «Музей вымысла» же справляется с этим с помощью вполне традиционных технических средств намного лучше.

Московский музей современного искусства (Гоголевский бул., д. 10)
Видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя»
До 24 октября
Спектакль «Вист/Whist»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+