18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Порча картины приравнена к преступлению

№67
Материал из газеты

Арт-дилер судился с реставратором из-за неквалифицированной работы восемь лет

Суд Мюнхена обязал реставратора заплатить €26 тыс. арт-дилеру, обвинившему того в порче четырех картин маслом, доверенных ему для расчистки. Этот приговор подтвердил вынесенное в июле решение местного суда и поставил точку в разбирательстве, затянувшемся на целых восемь лет.

В числе четырех произведений была небольшая картина немецкого художника XIX века Карла Шпицвега под названием «Писатель» (1880). По словам мюнхенского дилера Андреаса Баумгартля, эта работа, выполненная маслом на доске, послужила эскизом для более крупного произведения. Он доверил картины реставратору, имя которого не называется по юридическим причинам, однако известно, что он занимается реставрацией искусства уже 40 лет и работает в Баварии. Согласно заявлению Баумгартля, реставратор снял не только лак, но и верхнюю часть красочного слоя. «Картины были абсолютно испорчены», — утверждал арт-дилер. 

В августе Высший земельный суд Мюнхена постановил, что ценность работы Шпицвега значительно снизилась в результате неправильно проведенной реставрации. В 2009 году она оценивалась в €14 тыс., но в 2011-м была продана на торгах аукционного дома Van Ham в Кельне всего за €5,5 тыс.

«Знаток творчества Шпицвега уже не приобретет картину в ее нынешнем состоянии, потому что он знает кисть этого художника, а теперь мазки совершенно не его», — считает суд. 

Реставратор отверг обвинения и заявил, что картины были доставлены ему уже в плохом состоянии. Вместе с работой Шпицвега Баумгартль заказал расчистку произведений Альфонса Шпрингса, Эдуарда фон Грюцнера и Эрнста Кайзера. На одном из заседаний эксперт сообщил, что после реставрации работа Кайзера «не подлежит восстановлению».

В решении суда говорится, что сравнение с цифровыми фотографиями в высоком разрешении показывает: после расчистки картины стали менее четкими. Суд сделал вывод, что реставратор нарушил этические принципы своей профессии и думал в первую очередь о том, «чтобы потратить на работу как можно меньше времени и усилий». Если бы он сперва проверил действие растворителя на небольшом участке каждой из доверенных ему картин, это позволило бы «избежать повсеместного выцветания и растворения красок», решили судьи.  «Какое облегчение, что все наконец закончилось, — сказал Баумгартль. — Этот процесс тянулся целую вечность».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+