Атмосфера на открытии салона царила меланхолично-ностальгическая — оживить ее не смог даже бодрый бой японских барабанов во время концерта, начавшегося после официальных речей. (Японская тема на ярмарке стала одной из ключевых, но об этом речь впереди.) Со следующего года антикварам придется отвыкать от давнего обычая собираться дважды в год в Центральном доме художника на весеннем и осеннем салонах. С апреля 2019 года все здание переходит в распоряжение Третьяковской галереи, и в нем начнется реконструкция, которую будет вести известный голландский (а по факту уже практически российский) архитектор Рем Колхас. Судя по всему, такой сценарий был неизбежен. «На месте руководства Третьяковской галереи я бы сделал то же самое», — признал на пресс-конференции директор ЦДХ и основатель компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. В апреле «Экспо-парк» во второй раз проведет ярмарку RAAF (Russian Art & Antiques Fair) в московском Манеже, а следующий Российский антикварный салон состоится в ноябре 2019 года в Гостином Дворе. Туда же по предложению московской мэрии должны переехать ведущие галереи, сейчас расположенные на антресольном этаже ЦДХ, город готов предоставить им помещения в аренду по умеренным ставкам. У самих участников рынка этот план вызывает несколько меньше энтузиазма, чем у столичных чиновников. Двое галеристов на открытии признались, что их беспокоит отсутствие парковки у Гостиного Двора. Привозить и вывозить оттуда крупноформатные произведения искусства будет проблематично, да и клиенты антикваров, в массе своей, не любители ездить на метро.
Как обычно, самые крупные галереи и громкие имена сосредоточены на втором этаже салона (на третьем продаются предметы по более доступным ценам, винтаж и букинистика — одним словом, ассортимент там ближе к европейским блошиным рынкам). Холдинг Михаила Суслова «Петербургский антиквар», включающий три магазина и онлайн-аукцион, представил музейного уровня пейзажи Игоря Грабаря и Александра Киселева и внушительную подборку каминных часов XVIII–XIX столетий. Московская галерея «Элизиум» выставила идиллическую сцену кисти Виктора Борисова-Мусатова «Музицирование у водоема». Небольшая работа необычного полукруглого формата, видимо, является эскизом к ненаписанной картине или настенной росписи. За нее галеристка Марина Молчанова просит $350 тыс. На том же стенде можно приобрести эскиз Ильи Репина к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портрет седоусого казацкого атамана, словно сошедшего со страниц Гоголя, обойдется в $180 тыс. Также у «Элизиума» имеется любопытная подборка театральной графики конца 1910-х — начала 1930-х годов, авторы которой входили в круг авангардного театра «Синяя блуза». Эскизы фантастических костюмов Нины Айзенберг, Софьи Шевалдышевой и других идут по $2,5–8 тыс. На объединенном стенде Arts Square Gallery, Sasonko Collection и «Галереи Михайлов» предлагают чудесный небольшой «Портрет жены» Георгия Нисского за 7 млн руб.
Не обошлось и без курьезов. Галерея «Метрополитан» рядом с шелкографиями и скульптурами Эрте выставила лодочные моторы 1930-х годов, в которых, по мнению галеристов, дух ар-деко выразился не менее ярко. За мотор Waterwitch 1936 года (точно такой же находится в постоянной коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке и, стало быть, официально признан шедевром дизайна) просят $17 тыс. За $40 тыс. на том же стенде продают более современный и еще более диковинный дизайнерский объект — столик, сделанный из авиационного мотора. Через стеклянную столешницу видны все детали до блеска отполированного механизма — владелец признался, что полировал его полгода.
На стенде галереи-бара «Перелетный кабак» можно выпить вина и перекусить в окружении медитативных пейзажей, натюрмортов и аллегорий «малых голландцев». На всех этикетках стоят крупные красные точки, однако это тот случай, когда не стоит верить глазам своим. В ответ на попытку автора этих строк поздравить его с удачной продажей всего стенда оптом галерист Максим Боксер, слегка смутившись, признался, что точка — никакая не точка, а его логотип. Произведения неизвестных и малоизвестных нидерландских живописцев пока еще можно приобрести за умеренные суммы в $10–20 тыс.
По традиции на каждом салоне организуют тематический спецпроект — в этом году им стала выставка «Нэцке сквозь три столетия». Такой большой экспозиции миниатюрных японских фигурок для украшения пояса нет ни в одном российском музее. В основном на ней представлены вещи из частных коллекций. На стенде инициатора проекта, галереи «Евразия», аналогичные нэцке можно приобрести за 30–160 тыс. руб. Галерей, предлагающих японское искусство, на салоне целых семь. Вероятно, это связано с проходящим сейчас в России Годом Японии. Искусство этой страны российские коллекционеры любят давно и преданно. И как выяснилось, конкуренцию им составляют живущие в Москве китайцы. По словам руководителя проектов «Российские антикварные салоны» и RAAF Натальи Корень, в очередь к «японским» стендам еще до открытия выстраивается чуть ли не все посольство КНР в полном составе.
Особенность московского салона, отличающая его от западных ярмарок, — обилие стендов, хозяева которых предпочитают сохранять инкогнито, скрываясь под вывеской «частная коллекция». В этот раз обилие таких анонимов удивило даже организаторов. Наталья Корень призналась: «Мы не знаем, кто эти люди, они обратились к нам через своих представителей. Видимо, владельцы этих коллекций решили по каким-то причинам с ними расстаться. В центральной зоне салона таких целых десять». На таинственных стендах можно приобрести за $350 тыс. пейзаж Ивана Айвазовского или за $65 тыс. копию «Мадонны Альбы» Рафаэля, сделанную в 1861 году, когда она еще висела в Эрмитаже, а не в вашингтонской Национальной художественной галерее. Цены, как отметила Наталья Корень, зачастую вдвое ниже тех, за которые произведения когда-то покупались.