18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Путь Нико Пиросмани: из духанов Тифлиса на стены музеев

№68
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась ретроспектива знаменитого самоучки

Творчество Нико Пиросманашвили (1862–1918), грузинского художника-самоучки из бедной крестьянской семьи, впоследствии получившего широкую известность как Пиросмани и вдохновлявшего художников русского авангарда, в Европе столь полно, как в венской Альбертине, показывают впервые. В биографии Пиросмани много белых пятен, доподлинно известно лишь то, что он был рано осиротевшим сыном бедных крестьян и зарабатывал на жизнь тем, что писал вывески, часто на клеенке красками собственного изготовления, украшавшие питейные заведения старого Тифлиса. 

Первооткрывателями Пиросмани стали русские футуристы: поэт Илья Зданевич и его брат художник Кирилл Зданевич, а также их приятель, тоже художник, Михаил Ле-Дантю. Они стали скупать его работы и привлекли к ним внимание Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Те в свою очередь в 1913 году включили несколько работ Пиросмани, привезенных Ильей Зданевичем в Москву, в знаменитую выставку «Мишень». На момент своей смерти от голода и болезни в 1918 году (могила его до сих пор неизвестна) Пиросмани был еще относительно малоизвестным художником за пределами круга его поклонников, но со временем его творчество стало символом национальной культуры Грузии. Сегодня произведения Пиросмани уходят на торгах за очень большие для художника-«аутсайдера» суммы. Так, в 2015 году картина «Арсенальная гора ночью» была продана на Christie’s за $1,5 млн, а в 2016 году на Sotheby’s «Лань, пьющая из ручья» — за £629 тыс. Оба полотна приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

Куратор выставки и художественный директор Фонда Винсента ван Гога в Арле Бис Кюриже познакомилась с творчеством Пиросмани и увлеклась им в 1988 году в Тбилиси, посетив Государственный музей искусств Грузии. «Пиросмани не был авангардистом, — говорит Кюриже. — Он работал на заказ для владельцев духанов и трактиров. Но это потрясающие работы, написанные очень быстро и в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле». Венская выставка организована Фондом Винсента ван Гога в Арле, а большинство работ на ней — из Государственного музея искусств Грузии. 

Альбертина
Нико Пиросмани
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+