18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путь Нико Пиросмани: из духанов Тифлиса на стены музеев

№68
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась ретроспектива знаменитого самоучки

Творчество Нико Пиросманашвили (1862–1918), грузинского художника-самоучки из бедной крестьянской семьи, впоследствии получившего широкую известность как Пиросмани и вдохновлявшего художников русского авангарда, в Европе столь полно, как в венской Альбертине, показывают впервые. В биографии Пиросмани много белых пятен, доподлинно известно лишь то, что он был рано осиротевшим сыном бедных крестьян и зарабатывал на жизнь тем, что писал вывески, часто на клеенке красками собственного изготовления, украшавшие питейные заведения старого Тифлиса. 

Первооткрывателями Пиросмани стали русские футуристы: поэт Илья Зданевич и его брат художник Кирилл Зданевич, а также их приятель, тоже художник, Михаил Ле-Дантю. Они стали скупать его работы и привлекли к ним внимание Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Те в свою очередь в 1913 году включили несколько работ Пиросмани, привезенных Ильей Зданевичем в Москву, в знаменитую выставку «Мишень». На момент своей смерти от голода и болезни в 1918 году (могила его до сих пор неизвестна) Пиросмани был еще относительно малоизвестным художником за пределами круга его поклонников, но со временем его творчество стало символом национальной культуры Грузии. Сегодня произведения Пиросмани уходят на торгах за очень большие для художника-«аутсайдера» суммы. Так, в 2015 году картина «Арсенальная гора ночью» была продана на Christie’s за $1,5 млн, а в 2016 году на Sotheby’s «Лань, пьющая из ручья» — за £629 тыс. Оба полотна приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

Куратор выставки и художественный директор Фонда Винсента ван Гога в Арле Бис Кюриже познакомилась с творчеством Пиросмани и увлеклась им в 1988 году в Тбилиси, посетив Государственный музей искусств Грузии. «Пиросмани не был авангардистом, — говорит Кюриже. — Он работал на заказ для владельцев духанов и трактиров. Но это потрясающие работы, написанные очень быстро и в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле». Венская выставка организована Фондом Винсента ван Гога в Арле, а большинство работ на ней — из Государственного музея искусств Грузии. 

Альбертина
Нико Пиросмани
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+