Творчество Нико Пиросманашвили (1862–1918), грузинского художника-самоучки из бедной крестьянской семьи, впоследствии получившего широкую известность как Пиросмани и вдохновлявшего художников русского авангарда, в Европе столь полно, как в венской Альбертине, показывают впервые. В биографии Пиросмани много белых пятен, доподлинно известно лишь то, что он был рано осиротевшим сыном бедных крестьян и зарабатывал на жизнь тем, что писал вывески, часто на клеенке красками собственного изготовления, украшавшие питейные заведения старого Тифлиса.
Первооткрывателями Пиросмани стали русские футуристы: поэт Илья Зданевич и его брат художник Кирилл Зданевич, а также их приятель, тоже художник, Михаил Ле-Дантю. Они стали скупать его работы и привлекли к ним внимание Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Те в свою очередь в 1913 году включили несколько работ Пиросмани, привезенных Ильей Зданевичем в Москву, в знаменитую выставку «Мишень». На момент своей смерти от голода и болезни в 1918 году (могила его до сих пор неизвестна) Пиросмани был еще относительно малоизвестным художником за пределами круга его поклонников, но со временем его творчество стало символом национальной культуры Грузии. Сегодня произведения Пиросмани уходят на торгах за очень большие для художника-«аутсайдера» суммы. Так, в 2015 году картина «Арсенальная гора ночью» была продана на Christie’s за $1,5 млн, а в 2016 году на Sotheby’s «Лань, пьющая из ручья» — за £629 тыс. Оба полотна приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.
Куратор выставки и художественный директор Фонда Винсента ван Гога в Арле Бис Кюриже познакомилась с творчеством Пиросмани и увлеклась им в 1988 году в Тбилиси, посетив Государственный музей искусств Грузии. «Пиросмани не был авангардистом, — говорит Кюриже. — Он работал на заказ для владельцев духанов и трактиров. Но это потрясающие работы, написанные очень быстро и в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле». Венская выставка организована Фондом Винсента ван Гога в Арле, а большинство работ на ней — из Государственного музея искусств Грузии.
Альбертина
Нико Пиросмани
До 27 января 2019