В конце лета и начале осени посетители Академии Каррары в Бергамо имели возможность понаблюдать за тем, как реставратор Дельфина Фаньяни работает над «новой» картиной Андреа Мантеньи. Ожидается, что реставрация стоимостью €40 тыс., осуществляемая при поддержке Ротари-клуба Южного Бергамо, будет завершена в ноябре. А в мае этого года стало известно, что куратор академии Джованни Валагусса после изучения забытой картины, изображающей воскресение Христа, из коллекции музея пришел к выводу, что это подлинник кисти Андреа Мантеньи, созданный приблизительно в 1492–1493 году.
Музей приобрел картину в 1846 году, и тогда авторство Мантеньи подтвердил Чарльз Истлейк, первый директор лондонской Национальной галереи. Однако несколько лет спустя искусствовед Джованни Морелли и некоторые другие специалисты оспорили эту атрибуцию на том основании, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов». В 1910 году ее объявили произведением мастерской художника, а в 1912-м эксперт Бернард Беренсон отнес ее к числу «копий утраченных работ». После Второй мировой войны академия отправила доску в запасник как копию Мантеньи, созданную неизвестным мантуанским художником.
Работая над статьей о картине для нового каталога живописи XIV–XV веков из коллекции музея, Валагусса обратил внимание на золотой крест между камнями в нижней части изображения, который, по его словам, «явно относился к какой-то другой картине». «Я подумал, что это, скорее всего, должна быть сцена сошествия в чистилище. Я начал подставлять к „Воскресению“ изображающие этот сюжет картины соответствующего размера и, когда подставил к нему в Photoshop «Сошествие Христа в чистилище» Мантеньи из частной коллекции, обнаружил, что две половины каменной арки с обеих картин идеально совпали».
Валагусса связался с Китом Кристиансеном из нью-йоркского Метрополитен-музея, который воспринял новость с энтузиазмом. Бергамскую картину, скрытую под слоями старого лака и записей, можно было с уверенностью переатрибутировать Мантенье и связать с «Сошествием Христа в чистилище» (1492), авторство которого никогда не ставилось под сомнение. Эта картина вернулась на рынок в ХХ веке, а в 2003 году была продана на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $28,6 млн. Новую атрибуцию поддержал и искусствовед Джованни Агости, один из организаторов большой выставки работ Мантеньи в Лувре в 2008 году.
Как же вышло, что подобное произведение было так надолго забыто? «Не было ни одной цветной фотографии работы, — объясняет Валагусса. — Никто и не мог заметить этот малюсенький крест».
Его внимание привлекла еще одна деталь — следы двух гвоздей в центре задней части доски. «Сперва я подумал, что это след поперечной планки, но для нее это место слишком необычно. Учитывая, что толщина доски составляет всего 8 мм, Мантенья мог закрепить ее на раме прежде, чем начать писать. Судя по положению гвоздей, прикрепленная ими часть рамы шла вертикально». Валагусса полагает, что панели могли составлять одно из крыльев большой алтарной картины. Он планирует объединить «Воскресение» и «Сошествие в чистилище» на специальной выставке в следующем году и рассматривает различные версии их происхождения. По одной из версий, они связаны с триптихом Мантеньи, хранящимся в Галерее Уффици во Флоренции. Картины триптиха тоже были разлучены и воссоединились лишь в XIX веке.
«У нас есть гипотеза, согласно которой картины изначально находились в ныне утраченной капелле замка Святого Георгия в Мантуе», — рассказывает Валагусса. Мантенья работал над убранством капеллы в 1460-х годах. С декоративной схемой капеллы связывают ряд его произведений, в том числе «Успение Богородицы» из коллекции Музея Прадо, верхнюю часть «Успения», хранящуюся в Национальной пинакотеке в Ферраре, а также панели триптиха из Уффици: «Поклонение волхвов», «Распятие Христа» и «Вознесение». Все они датируются более ранним периодом творчества Мантеньи, но картина из коллекции Академии Каррары может оказаться позднейшим дополнением этой серии.
Тем временем реставраторы приступили к удалению желтой патины и начали раскрывать ясные и свежие цвета Мантеньи. Картину уже исследовали методом инфракрасной рефлексографии глава Лаборатории неинвазивного анализа древнего искусства (LANIAC) при Веронском университете Паола Артони и Микель Эрреро из каталонского Университета Лериды, а краски изучили при помощи рентгенофлуоресцентного анализа и микроскопа.
«Полученные данные подтвердили предположение Валагуссы, — говорят эксперты. — Крест является оригинальным элементом картины; обнаруженный в ходе исследований искусный предварительный рисунок подтверждает, что автором картины действительно был Мантенья, а ее палитра в точности соответствует палитре мастера». Более того, по словам Валагуссы, инфракрасный анализ предварительного рисунка стоящего в правой части картины воина «выявил, что нарисованные мускулы голого тела были затем „одеты“ краской — такой метод работы характерен для Мантеньи».