18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В ожидании «Крика»: Третьяковка покажет Эдварда Мунка

Выставка «Эдвард Мунк. Танец жизни» откроется в Третьяковской галерее 15 апреля, простоит всего три месяца и произведет сильное впечатление

Выставка норвежского художника, классика европейского модернизма будет весьма представительной: более 60 картин, много графики и фотографий. Список работ воодушевляет, он полон названиями самых знаменитых вещей Эдварда Мунка, начиная с «Крика», наверное, третьей по мировой популярности картины, пропустившей вперед только загадочную «Джоконду» Леонардо и роскошный «Поцелуй» Климта. Все же знаменательно, что в наше время именно воплощение ужаса и отчаяния так притягивает людей.

Но, радуясь будущей встрече, надо учесть, что все произведения, не считая двух из Пушкинского музея, привезут к нам из Музея Мунка. По завещанию художника после смерти — а она наступила в 1944 году — хранившиеся в его доме работы и архив были переданы городу Осло. Там в 1963 году и открыли музей самого знаменитого норвежского художника. Его собрание огромно: более 1 тыс. картин, почти 7 тыс. рисунков, 18 тыс. графических листов плюс несколько скульптур, фотографии, инструменты, литографические камни. Мунк, как уверяют норвежские музейные экскурсоводы, со своими картинами расставаться не любил, считая их родными детьми, и, вынужденно продав одну, сразу писал на тот же сюжет новую. Искусствоведы же предпочитают говорить, что в разных вариантах художник искал новые выразительные средства для раскрытия сюжета.

Внушительное собрание позволяет Музею Мунка делать выставки по всему миру. В будущем году, помимо Москвы, они пройдут в Лондоне, Пекине и Токио. А так как Мунк не только писал несколько версий своих картин, но и переводил их в графику, знаменитые названия обязательно будут в списке каждой из заграничных выставок, при этом постоянная экспозиция музея в Осло нисколько не пострадает.

В Третьяковке покажут один из двух хранящихся в Музее Мунка «Криков». Не самый яркий, пастельный, уступающий в цветовом напряжении обычно воспроизводимому, а потому привычному для глаза «Крику» из Национального музея в Осло. И это, возможно, несколько разочарует нашу публику. Но, как говорит глава выставочного отдела музея Юн-Уве Стейхауг, задача московской выставки — показать, каким разным художником был Мунк. «Все хотят видеть „блокбастеры“, картины 1890-х годов, а мы предпочитаем более широкий хронологический охват, покажем поздние вещи и графику, без которой невозможно оценить эксперименты художника». Ну а сквозная тема выставки для русской аудитории — влияние Достоевского. Он и Ибсен — любимые писатели Мунка.

«Достоевщины» на выставке будет много. Не одну картину можно принять за иллюстрацию к романам Федора Михайловича. Художника, как и писателя, мучили страхи, страсти и женщины. Так что до зелени бледного героя «Убийцы» можно принять за постаревшего Раскольникова. «Смерть Марата», воспроизводящая кровавую ссору Мунка с «роковухой» Туллой Ларсен, похожа на сцену из «Идиота», если бы Настасья Филипповна вдруг пристрелила Рогожина. Примостившийся в углу «Ревности» страдалец — прямо-таки человек из подполья. На картине «Созревание» обнаженная девочка-подросток сидит на краю кровати, скрещенными руками прикрывая низ живота, как потенциальная жертва похоти Свидригайлова.

Благодаря поездке в Осло, организованной посольством Норвегии в Москве, я могла сравнить версию этой картины из Музея Мунка и вариант, хранящийся в Национальной галерее. Тот, что привезут к нам, буду честна, написан как-то грубее: лицо девочки расплылось, а зловещая тень от фигуры на стене кажется не тенью даже, а грязным пятном. Но это ничуть не мешает пронзающей сердце жалости, неизбежно охватывающей зрителей перед обеими версиями картины.

Жаль, конечно, что гологрудую «Мадонну» в алой шапочке-нимбе нам покажут только в трехцветной литографии, хотя и в таком виде она не утеряла своего эротизма, но на картине из Национальной галереи он сияет значительно ярче и вызывающе. «Белую ночь. Осгордстранд» («Девушки на мосту») привезут тоже в графике. В масле мы должны увидеть один из семи вариантов этой пленительной и нежной картины Мунка, хранящийся в Пушкинском музее. Картину купил в 1903 году на парижском Салоне независимых Михаил Морозов за небольшие по тем временам деньги — 500 франков. Давший название выставке «Танец жизни» — танцующие на берегу под луной, оставляющей на воде фаллосообразный след, пары — тоже поздняя, 1925 года, версия многократно писанного сюжета.

Но если Мунк ранний представлен на выставке повторами, пусть и дающими представление о силе и характере его дарования, то работы поздние, по праву относимые к экспрессионизму, искупят все возможные сожаления. Здесь публика, уверена, откроет для себя Мунка не то что неизвестного или неожиданного, но не азбучного, не растиражированного. Трагический «Автопортрет. Между часами и кроватью», написанный в последние годы жизни, — настоящий шедевр, экзистенциальная драма, более глубокая, чем вызывающе эффектный «Крик». Так что московская выставка Мунка обещает исключительные впечатления, не побоюсь сказать, потрясения.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+