18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В ожидании «Крика»: Третьяковка покажет Эдварда Мунка

Выставка «Эдвард Мунк. Танец жизни» откроется в Третьяковской галерее 15 апреля, простоит всего три месяца и произведет сильное впечатление

Выставка норвежского художника, классика европейского модернизма будет весьма представительной: более 60 картин, много графики и фотографий. Список работ воодушевляет, он полон названиями самых знаменитых вещей Эдварда Мунка, начиная с «Крика», наверное, третьей по мировой популярности картины, пропустившей вперед только загадочную «Джоконду» Леонардо и роскошный «Поцелуй» Климта. Все же знаменательно, что в наше время именно воплощение ужаса и отчаяния так притягивает людей.

Но, радуясь будущей встрече, надо учесть, что все произведения, не считая двух из Пушкинского музея, привезут к нам из Музея Мунка. По завещанию художника после смерти — а она наступила в 1944 году — хранившиеся в его доме работы и архив были переданы городу Осло. Там в 1963 году и открыли музей самого знаменитого норвежского художника. Его собрание огромно: более 1 тыс. картин, почти 7 тыс. рисунков, 18 тыс. графических листов плюс несколько скульптур, фотографии, инструменты, литографические камни. Мунк, как уверяют норвежские музейные экскурсоводы, со своими картинами расставаться не любил, считая их родными детьми, и, вынужденно продав одну, сразу писал на тот же сюжет новую. Искусствоведы же предпочитают говорить, что в разных вариантах художник искал новые выразительные средства для раскрытия сюжета.

Внушительное собрание позволяет Музею Мунка делать выставки по всему миру. В будущем году, помимо Москвы, они пройдут в Лондоне, Пекине и Токио. А так как Мунк не только писал несколько версий своих картин, но и переводил их в графику, знаменитые названия обязательно будут в списке каждой из заграничных выставок, при этом постоянная экспозиция музея в Осло нисколько не пострадает.

В Третьяковке покажут один из двух хранящихся в Музее Мунка «Криков». Не самый яркий, пастельный, уступающий в цветовом напряжении обычно воспроизводимому, а потому привычному для глаза «Крику» из Национального музея в Осло. И это, возможно, несколько разочарует нашу публику. Но, как говорит глава выставочного отдела музея Юн-Уве Стейхауг, задача московской выставки — показать, каким разным художником был Мунк. «Все хотят видеть „блокбастеры“, картины 1890-х годов, а мы предпочитаем более широкий хронологический охват, покажем поздние вещи и графику, без которой невозможно оценить эксперименты художника». Ну а сквозная тема выставки для русской аудитории — влияние Достоевского. Он и Ибсен — любимые писатели Мунка.

«Достоевщины» на выставке будет много. Не одну картину можно принять за иллюстрацию к романам Федора Михайловича. Художника, как и писателя, мучили страхи, страсти и женщины. Так что до зелени бледного героя «Убийцы» можно принять за постаревшего Раскольникова. «Смерть Марата», воспроизводящая кровавую ссору Мунка с «роковухой» Туллой Ларсен, похожа на сцену из «Идиота», если бы Настасья Филипповна вдруг пристрелила Рогожина. Примостившийся в углу «Ревности» страдалец — прямо-таки человек из подполья. На картине «Созревание» обнаженная девочка-подросток сидит на краю кровати, скрещенными руками прикрывая низ живота, как потенциальная жертва похоти Свидригайлова.

Благодаря поездке в Осло, организованной посольством Норвегии в Москве, я могла сравнить версию этой картины из Музея Мунка и вариант, хранящийся в Национальной галерее. Тот, что привезут к нам, буду честна, написан как-то грубее: лицо девочки расплылось, а зловещая тень от фигуры на стене кажется не тенью даже, а грязным пятном. Но это ничуть не мешает пронзающей сердце жалости, неизбежно охватывающей зрителей перед обеими версиями картины.

Жаль, конечно, что гологрудую «Мадонну» в алой шапочке-нимбе нам покажут только в трехцветной литографии, хотя и в таком виде она не утеряла своего эротизма, но на картине из Национальной галереи он сияет значительно ярче и вызывающе. «Белую ночь. Осгордстранд» («Девушки на мосту») привезут тоже в графике. В масле мы должны увидеть один из семи вариантов этой пленительной и нежной картины Мунка, хранящийся в Пушкинском музее. Картину купил в 1903 году на парижском Салоне независимых Михаил Морозов за небольшие по тем временам деньги — 500 франков. Давший название выставке «Танец жизни» — танцующие на берегу под луной, оставляющей на воде фаллосообразный след, пары — тоже поздняя, 1925 года, версия многократно писанного сюжета.

Но если Мунк ранний представлен на выставке повторами, пусть и дающими представление о силе и характере его дарования, то работы поздние, по праву относимые к экспрессионизму, искупят все возможные сожаления. Здесь публика, уверена, откроет для себя Мунка не то что неизвестного или неожиданного, но не азбучного, не растиражированного. Трагический «Автопортрет. Между часами и кроватью», написанный в последние годы жизни, — настоящий шедевр, экзистенциальная драма, более глубокая, чем вызывающе эффектный «Крик». Так что московская выставка Мунка обещает исключительные впечатления, не побоюсь сказать, потрясения.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+