18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гентский алтарь в 2020 году переедет на новое место

№68
Материал из газеты

Реставрация знаменитого шедевра братьев ван Эйк — Гентского алтаря (1432) — началась осенью 2012 года и близится к завершению. Она подарила сенсацию: уже сейчас ясно, что главный символ алтаря выглядел совсем не так, как мы привыкли думать

Реставрацию Гентского алтаря (1432) планируют в основном завершить к 2020 году. Он объявлен во Фландрии годом Яна ван Эйка в рамках программы «Фламандские мастера». 

Гентский алтарь состоит из 24 частей (одна из которых утрачена), его высота 3,5 м, ширина в раскрытом виде 5 м. Центральная нижняя панель Гентского алтаря с поклонением агнцу, самая многофигурная часть произведения Яна ван Эйка (его соавтор и брат Хуберт только начал работу), сейчас находится в Музее изящных искусств (MSK) Гента. Через стеклянную стену мастерской посетители могут наблюдать за реставраторами, не мешая им. Как рассказал искусствовед, спикер музея Ливен ван ден Абеле, начавшуюся осенью 2012 года реставрацию проводит бригада из восьми человек из Королевского института художественного наследия (KIK-IRPA), над панелью с агнцем работают двое специалистов. Реставраторы расчищают примерно 3 кв. см в день. Боковые створки алтаря уже возвращены в собор. Предполагалось, что реставрация займет пять лет, но в процессе выяснилось, что на раскрытие оригинала потребуется гораздо больше времени. Реставратор Кэтлин Фройен сообщила нашей газете, что позднейшие записи в несколько слоев покрывали более 70% боковых створок, а «Поклонение агнцу» было записано на 45%.

В то же время большой радостью оказался тот факт, что повреждения оригинального красочного слоя составляют всего 3–5% — это, как говорят на профессиональном жаргоне, «точечные утраты». Никакой необходимости переписывать шедевр не было. Но его поновления начались уже в XVI веке — считается, что именно тогда изменили авторский замысел в отношении агнца. Известные мастера той эпохи Ланселот Блондель и Ян ван Скорел сделали его более крупным и похожим на обычную овцу в соответствии с тогдашними вкусами и, возможно, пожеланиями заказчика — императора Карла V. Хотя реставрации проводились и в 1950-е, и в 1980-е годы, удивительно, как на протяжении долгого времени никто не обращал внимания на то, что у агнца были видны четыре уха (из-под двух новых проглядывали расположенные ниже авторские). Это можно объяснить лишь огромным пиететом перед ренессансным шедевром.  

Летом этого года публике был представлен новый «лик» агнца, гораздо более приближенный к пропорциям человеческого лица, с огромными глазами. В этом изображении заключен парадокс: Ян ван Эйк знаменит как кропотливейший реалист, но здесь он отступил от своих правил, чтобы подчеркнуть мистическую сущность агнца, глазами которого на нас как будто смотрит сам Христос, чью жертву и символизирует вся сцена.

Как сообщает информационная таблица в соборе Святого Бавона, стоимость реставрации Гентского алтаря сейчас составляет €1 889 197 — сумма названа с удивительной точностью, основную часть расходов взяло на себя правительство Бельгии. Вообще, тут все делают с максимальной публичностью. Окончание второго этапа реставрации назначено на конец 2019 года, а третий завершающий этап (верхние центральные панели) начнется в 2021 году.

к 2020-му в соборе будут проведены работы по устройству нового места для алтаря и более удобной логистики для многочисленных паломников к шедевру. Сейчас тут царит настоящая путаница, сбивающая с толку даже самых искушенных посетителей. Сначала туристов ведут в семейную капеллу Йоса Вейдта, для которой Гентский алтарь и был исполнен. Она крошечная, вмещает не более десяти человек. Многие прямо там начинают впадать в благоговейный экстаз, но экскурсоводы их разочаровывают: сейчас тут помещена лишь фотокопия шедевра. Настоящий алтарь находится в другой части собора, слева от входа. В 1980-е годы для него был построен металлический короб с микроклиматом, лишающий возможности увидеть шедевр в его естественном окружении. Но и там вместе с оригинальными панелями выставлены копии — и тех частей, что находятся на реставрации, и копия украденных в 1934 году «Благочестивых судей» — нижней левой панели, которую так и не нашли. Отдельно висят еще две копии — створок с Адамом и Евой, но одетых — как памятник цензуре XIX века, когда было велено записать наготу прародителей человечества.

Алтарь собираются переместить в капеллу напротив той, где он первоначально находился. «Она более просторная, позволяет создать там музейный микроклимат, но при этом сохранить исторический дух. Для маломобильных посетителей будет создан отдельный вход с лифтом — сам собор является памятником, но разрешение получено, так как необходимые конструкции будут скрыты», — рассказал Бен де Врендт, представитель VISITFLANDERS. 

Посетителей планируется сначала приглашать в огромную крипту собора, где им предложат надеть очки VR, чтобы они могли в картинках проследить всю драматичную и запутанную историю алтаря — от вида мастерской братьев ван Эйк до станка, с помощью которого немецкие музейщики распилили вдоль одну из створок. И уже после этого зрители увидят сам шедевр. Будет открыт для публики и сад епископа при соборе. В университете Гента защищена диссертация по описанию всех видов растений, изображенных у ван Эйка, их около 60. Они и будут высажены в саду.

Ливен ван ден Абеле верит, как и многие его соотечественники, что украденная створка алтаря не уничтожена. «Я жду, что случится чудо и ее вернут наследники похитителей — сейчас очень хороший повод это сделать». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+