Серия акварелей концептуалиста Аркадия Насонова «Минусовка» посвящена тому, что изобразить, строго говоря, невозможно, — воображаемым звукам музыки посреди ледяной пустыни. Тем не менее проект, как говорят в кино, «основан на реальных событиях». Идея пришла художнику в голову во время плавания по Арктике на ледоколе вместе с группой биологов и антропологов. «На одном из островов мне отчетливо послышалась музыка Пёрселла. Я представил себе замерзающего музыканта, который в полусне принимает голоса животных и птиц за мелодии разных композиторов», — рассказывает Насонов. При нуле градусов заблудившийся путешественник «слышит» Дюка Эллингтона, а когда температура, вопреки законам природы, понижается до минус 1000, дело доходит до Джона Кейджа. Название серии — игра слов: если в музыкальной записи-«минусовке» отсутствует вокал, то на рисунках тоже не хватает важного элемента — фигуры самого героя. Мы видим лишь лица композиторов, являющихся ему в галлюцинациях. На выставке в галерее Iragui (9 ноября — 6 декабря), помимо самих акварелей, демонстрируется снятое в том же плавании видео «Пингвины в Арктике», оно продолжает тему воображения, меняющего реальность. Поскольку пингвины в Арктике, как известно, не водятся, их изображали полярники, одетые в костюмы, специально для этой цели привезенные запасливым художником из Москвы.
Вышивание и прочие виды женского рукоделия вошли в арсенал современного искусства не вчера, и популярность их растет с каждым годом. Дошло до того, что в основном проекте куратора Кристин Масель на последней Венецианской биеннале текстильных работ было так много, что ехидные критики сравнивали экспозицию с отчетной выставкой кружка «Умелые руки». Лиза Ольшанская далеко не единственный российский художник, экспериментирующий с вышивкой, но ее почерк ни с чем не спутаешь. Расширяя границы жанра, она то вставляет свои работы в тяжелые каменные рамы, то комбинирует вышивку с найденными объектами: часами, детскими игрушками и прочим мелкокалиберным домашним хламом, создавая причудливые ассамбляжи. Выставка «Стежки про стишки» в галерее «Роза Азора» (1–18 ноября) — совместный проект Ольшанской и журналистки Ольги Ципенюк. Абстрактные вышивки художницы, не снятые с пялец, словно бы еще не вполне законченные, соседствуют с выбранными Ципенюк текстами современных поэтов. Работы Ольшанской не иллюстрируют стихи, но между ними явно чувствуется внутреннее родство: фрагментарность, незаконченность и многозначительность, возведенные в ранг художественного приема, в современной поэзии, как и в концептуальном рукоделии художницы, — основа основ.
Аукционный дом Vladey не в первый раз проводит тематические торги. Очередные посвящены эпохе гласности — времени реформ, надежд, очередей, сухого закона, а заодно расцвета «неофициального искусства», в те годы начавшего выходить из подполья и вызывавшего нешуточный интерес у иностранцев. (В связи с этим как не вспомнить, что в начале этого года в «Гараже» прошла выставка «Ставки на гласность», посвященная первому и единственному аукциону Sotheby’s в Москве 1988 года? Похоже, ностальгия по тем временам — сейчас своего рода тренд. Почему — вопрос не столько к организаторам выставок, сколько к политологам и социологам.) В результате в наших музеях этот период в истории российского искусства представлен далеко не полно: множество, если не большинство, лучших работ — в частных коллекциях за рубежом. Основная часть произведений на аукционе — с выставки «Гласность/Перестройка», прошедшей в лондонской галерее Haunch of Venison в 2010 году. Куратор Haunch of Venison Нина Миалл, в свою очередь, взяла за основу экспозиции одноименную выставку в ныне закрывшейся московской галерее Volker Diehl + Gallery One. Организаторам аукциона удалось собрать около 100 образцов искусства эпохи гласности, в числе топ-лотов — работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Айдан Салаховой, Александра Косолапова, Константина Звездочетова и других. Проникнуться духоподъемной перестроечной атмосферой можно на предаукционной выставке в цехах красного и белого на «Винзаводе» до 12 ноября. Сам аукцион состоится 13 ноября.
Выставка «В поисках Верхнего Кисловского переулка» в галерее Веры Погодиной VP Studio — кураторский дебют музыканта Василия Шумова, основателя знаменитой в 1980-х рок-группы «Центр» (и по совместительству — мужа галеристки). Его заинтриговали странности топонимики переулков вокруг Московской консерватории, в одном из которых расположена галерея. «Сегодня в этом районе четыре Кисловских переулка — Большой, Малый, Нижний и Средний. Верхнего нет. Хотя по логике, если есть Нижний и Средний, должен быть и Верхний», — удивляется Шумов. По его предложению художники, среди которых Семен Агроскин, Нина Котел, Витас Стасюнас, взялись переосмысливать историю квартала — бывшей Кисловской слободы. С XVI века здесь жили «кислошники» — люди, занимавшиеся изготовлением всевозможных солений и кваса. Продукция их поставлялась к царскому и патриаршему столу. Натюрморты, в которых увековечены банки с соленьями и маринадами, проникнуты особым чувством — похоже, их авторов вдохновляет не столько далекое Средневековье, сколько недавнее прошлое. Речь тут явно идет не о пирах опричников, а о застольях советской эпохи с домашними солеными огурцами или консервами венгерской фирмы «Глобус», в ту пору мало кому доступными по причине дефицита, а ныне — спокойно стоящими на полках супермаркетов. Что это — ностальгия или тайный страх возвращения в недобрые старые времена? Судить зрителю. Ясно одно: любое застолье в нашей стране рано или поздно сводится к спорам о политике, а взявшись за невинную тему еды, российский художник вольно или невольно приходит к манифесту.
На мировом арт-рынке набирает популярность формат Condo, когда галеристы в том или ином городе на время предоставляют часть своей площади коллегам из других стран. «Гастроли» заграничной галереи длятся около месяца, при этом выигрывают и гости, и хозяева: первые открывают для себя новый рынок, вторые привлекают публику, не тратясь на новую выставку. Московские галеристы идут по стопам западных коллег — но своим путем. Если Condo — своего рода Airbnb для галерей, то у нас предпочитают формат, больше напоминающий коммунальную квартиру. Год назад «Открытая галерея» Натальи Тамручи пустила в свой подвал в двух шагах от Нового Арбата галерею «Ковчег», договорившись с ней делать выставки по очереди. С ноября состав «жильцов» меняется. «Открытая галерея» сейчас не проводит выставок, и вместо нее к «Ковчегу» подселится новая соседка — Pinkpong Gallery, специализирующаяся на молодых художниках. Новая галерея — детище куратора Нади Миндлин, в прошлом работавшей в галерее Artwin. Для начала нам покажут выставку петербургской художницы Лизы Бобковой (8–29 ноября). В экспозиции — изящные акварели из серии, которую галерея недавно представила на ярмарке Cosmoscow, и инсталляция «Когда все растаманы отпускают своих кошек», в которой абстрактный рисунок, будто вырвавшись из-под авторского контроля, разрастается до размеров комнаты — для ее создания художнице потребовался целый рулон тонкой кальки.
Выставки в московском офисе Sotheby’s — большая редкость. Дело в том, что, в отличие от отделений аукционного дома в других странах, российское не имеет собственного выставочного зала. В Москве у Sotheby’s есть лишь рабочее помещение, а когда перед крупными торгами в Лондоне или Нью-Йорке топ-лоты привозят в Москву, их показывают на арендованных площадках. Выставка «Жемчужины дворянского портрета» (до 16 ноября) проходит в самом офисе и к торгам отношения не имеет. Ее можно увидеть, лишь предварительно позвонив по телефону (часть экспозиции размещена в переговорной комнате, где принимают важных клиентов). Выставка получилась камерная — под стать помещению. Известные коллекционеры российского искусства XVIII–XIX веков Татьяна и Сергей Подстаницкие предоставили для нее тихую, «домашнюю» графику первой половины XIX столетия — акварели небольшого формата и миниатюры. В обиходе дворянских семей того времени подборки таких портретов отчасти заменяли семейные фотоальбомы. В числе самых любопытных экспонатов — портрет Изабеллы Хоппнер работы Карла Брюллова и произведения его брата Александра, известного архитектора и блистательного рисовальщика. Во время пребывания в Италии ему довелось нарисовать портреты неаполитанской королевы Марии-Изабеллы и ее детей. «Мне заплатили довольно хорошо, а королева подарила мне еще часы и просила еще налитографировать эти портреты», — вспоминал Александр Брюллов. Также представлены работы Владимира Гау и Петра Соколова.