18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка топ-лотов будущих торгов Sotheby’s открылась в Музее архитектуры

Среди них — «Луч солнца в Исполиновых горах» Каспара Давида Фридриха и «Грузинка в лечаки» Нико Пиросмани, купленная в 1928 году австрийским писателем Стефаном Цвейгом

Предаукционные выставки Sotheby’s в Москве давно стали традицией. В преддверии «русской недели» в Лондоне некоторые лоты отправляются на гастроли в Россию. На выставке в недавно отреставрированном флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева подборку русского искусства, подготовленную к аукциону 27 ноября, дополнили европейской живописью с декабрьских торгов, а также работами из собраний московских коллекционеров, которые можно приобрести через отдел частных продаж.

В качестве главного хита будущих русских торгов демонстрируют работу грузина Нико Пиросмани, что в свете нынешних отношений Грузии и России выглядит несколько неожиданно. Впрочем, будем надеяться, что национальную гордость грузин это не оскорбит: любовь к тифлисскому гению-самоучке превыше политических разногласий. «Грузинку в лечаки», купленную в 1928 году австрийским писателем Стефаном Цвейгом, предварительно оценили в £500–700 тыс. Она входит в целую серию женских портретов, большинство из которых теперь принадлежат Государственному музею Грузии, и, как и многие другие работы художника, написана на клеенке.

Еще одно произведение, из-за которого на торгах может разгореться борьба, — «Портрет девушки» любимца коллекционеров Николая Фешина. Картина, на которой изображена дочь художника Ия, была написана в 1910-х годах, еще до его отъезда в Америку. Покинув Россию в 1923 году, Фешин увез полотно с собой и, видимо, не собирался с ним расставаться, поэтому не стал подписывать портрет. Подпись, как честно сообщают эксперты Sotheby’s в каталоге, появилась на холсте уже после его смерти, ее поставила вдова художника перед продажей. Эту операцию она производила и с другими неподписанными работами из семейного собрания. Эстимейт картины — £250–350 тыс.

На московскую выставку также привезли эффектный натюрморт Александра Куприна «Осенний букет на синем фоне. Село Крылатское» — динамичную композицию с разлетающимися, словно от порыва ветра, листьями предварительно оценили в £100–150 тыс. Заслуживает внимания и трогательная акварель Константина Сомова «Любовники» (1923) с эстимейтом £40–60 тыс.

Раздел западного искусства получился небольшим, но впечатляющим. В Москве можно увидеть две работы старых мастеров, вполне достойные оказаться в музейных залах: «Святую Марию Магдалину за чтением» жившего в Брюгге ломбардца Амброзиуса Бенсона и типичный для нидерландского золотого века натюрморт Флориса Класа ван Дейка. Нарядная «Мария Магдалина», больше похожая на светскую даму XVI столетия, предварительно оценена в £200–300 тыс., а соблазнительные деликатесы от голландского мастера — в £300–500 тыс. Надо сказать, в выборе именно этой работы для московской выставки можно усмотреть элементы чисто английского юмора, граничащего с ехидством. Даже преувеличенно подробная этикетка к полотну: «Натюрморт с виноградом и сыром на оловянных тарелках, бокалом вина, ремером, грушами, оливками в фарфоровой миске и булкой на столе, устланном красным дамастом с белой кружевной отделкой» — в эпоху продуктовых контрсанкций впечатляет практически до слез.

Но главный сюрприз — небольшой пейзаж самого знаменитого представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха «Луч солнца в Исполиновых горах» (эстимейт £500–700 тыс.). «Работы этого художника появляются на рынке крайне редко. За всю свою карьеру мне посчастливилось продать всего четыре его картины — по одной в десять лет! — признался на пресс-конференции заместитель председателя «Sotheby’s Европа», председатель «Sotheby’s Россия и СНГ» лорд Марк Полтимор. — Причем, как это ни невероятно, на этих же торгах мы будем продавать еще одно полотно Фридриха. Как говорят у нас в Англии, сначала долго ждешь автобус, а потом приходят сразу два». К сожалению, вторая работа — «Утренний пейзаж с горным озером» — в Москву не приехала.

Выставка «Шедевры русского и западного искусства на осенних аукционах Sotheby’s» открыта с 31 октября до 2 ноября.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+