18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Вторая кожа заказчика

№68
Материал из газеты

Мужской костюм как символ всего

Исследуя 400-летнюю историю европейских одеяний, предназначенных для мужчин, известный историк моды, профессор Эдинбургского университета Кристофер Бруард, знакомый русскоязычным читателям по книге того же издательства «Модный Лондон: одежда и современный мегаполис», конечно, рассказывает историю эстетических предпочтений, техник, практик, условностей, предрассудков, проекций, мифов — словом, всего того, что обыкновенно сопровождает существование высокосимволизированных предметов (а мужской костюм именно таков). По «Модному Лондону» мы уже представляем себе характерную для автора многоохватность взгляда.  Так происходит и на сей раз. Разговор о костюме и его эволюции оказывается разговором об экономике, этике, психологии, социологии, антропологии, географии: в этом типе одежды сфокусировались они все. Но прежде всего Бруард представляет нам историю особого вида искусства, показывая, как оно устроено и какие многообразные, чуткие связи соединяют его с культурным целым.

Нет, это не искусство дизайна и пошива одежды, оно — лишь следствие. Главное здесь — искусство формирования человека, его тела и души одновременно, тонкой его настройки. Сам же по себе костюм, «вторая кожа заказчика», не более чем инструмент этого искусства. Зато — вопреки элегантной простоте своих классических форм (или благодаря ей) — устроенный исключительно сложно. Эта триада — «пиджак с длинными рукавами, застегивающийся на пуговицы, с лацканами и карманами, безрукавный жилет, который надевают под пиджак в случае костюма-тройки, и длинные брюки» — «транслирует истины более глубокие, чем простое сочетание ткани, ножниц и ниток», уверяет автор.

Впрочем, это повествование с законченным сюжетом. И завершается оно тем, что дни классического мужского костюма, видимо, сочтены. «Сегодня его классические линии более чем когда-либо открыты проявлениям авангардизма», дизайнеры самовыражаются в нем кто во что горазд. Однако не забудем, что речь для Бруарда идет прежде всего о ценностях и идеях. Костюм — их следствие и имеет все шансы прожить «еще четыре сотни лет». При одном условии: если только «ценности разума, равенства, красоты и прогресса… будут так же долговечны». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+