18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Русская неделя» в Лондоне: кому достанется девушка Дейнеки?

По плану неделя аукционов русского искусства в Лондоне должна быть еще более блистательной, чем обычно. «Русскую неделю» включили в список событий Года культуры России в Великобритании наравне с крупнейшими выставками Театральный дизайн русского авангарда в Музее Виктории и Альберта, Бубновый валет в галерее Института Курто, Казимир Малевич и русский авангард в Тейт Модерн, а, так как ближайшая по времени из этих выставок начнется только в середине июля, июньские аукционы Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams буквально открывают программу Года культуры. Однако «изменение геополитической обстановки», присоединение Крыма и события на Украине подпорти ли праздник: все дома, за исключением MacDougall’s, отменили свои предаукционные выставки в Москве, проходившие обычно с большой помпой; MacDougall’s обошелся всего десятком работ. Официальная причина — страховщики сочли риски по ввозу дорогостоящих произведений искусства в РФ чрезмерными. Летние и зимние аукционы четырех домов в Лондоне были и, несомненно, будут в ближайшие годы основополагающими событиями для рынка русского искусства. В Нью-Йорке крупнейшие дома сейчас продают только декоративно-прикладное искусство и иконы; рынок в Москве крохотен и в том, что касается живописи, вторичен по отношению к Лондону: топ-лоты московских живописных торгов почти неизменно оказываются купленными до того в Лондоне.

Объем лондонских русских торгов не особо меняется, колеблясь в районе чуть выше £100 млн. В 2010 году на аукционах четырех домов было совершено сделок на £120 млн, в 2011‑м — на £125 млн, в 2012 году — на £92 млн, в 2013 году — снова на £120 млн (с учетом двух крупных доаукционных продаж на Sotheby’s), а это примерно 0,3% оборота мирового арт-рынка за прошлый год, то есть неуловимо мало. Однако для тех, кто продает и покупает русскую живопись XIX — первой половины ХХ века, эти цифры значат очень много. Где продавать и что покупать, во сколько оценивать и сколько платить — тенденции формируются именно в Лондоне. Какими будут предстоящие торги, предсказать трудно: слишком много неизвестных (кое-какие топ-лоты аукционные дома будут анонсировать в последний момент; украинским покупателям — их было не очень много, а все же на картину они влияли — сейчас явно не до искусства; кто-тне приедет вовсе и будет торговаться по телефону). Вокруг русского искусства в Лондоне могут случиться политические скандалы, первой держать удар придется выставке живописи Виктора Попкова, которую Арт-фонд семьи Филатовых открыл в лондонском Сомерсет-Хаусе 22 мая. В то же время эксперты арт-рынка в один голос твердят, что ни политические, ни даже экономические кризисы на цену искусства особо не влияют. Так что пока остается лишь сравнивать прелести главных картин, приготовленных четырьмя ведущими аукционными домами.

Sotheby’s

Sotheby’s давно и прочно лидирует по оборотам русского искусства, проводит солидные вечерние торги и отдельные торги современного искусства. Сенсацией послед ней «русской недели» в Лондоне были два полотна, Петра Кончаловского и Роберта Фалька, сначала выставленные на торги, но за несколько дней до них проданные частным образом за общую сумму, повидимому приближающуюся к £10 млн, а также успешный аукцион Современный Восток и увеличение числа новых покупателей. Которых, по статистике Sotheby’s, на прошедших торгах было до 30%.

В нынешнем сезоне у Sotheby’s все шансы остаться в лидерах и поставить рекорд всей «русской недели». Во-первых, в вечерние торги будет включено 22 работы, живопись и графика, соцреалистов, да не простых, а самых лучших, бывших ОСТовцев — Дейнеки, Пименова, Нисского. Все вещи довольно поздние, послевоенные, но качества отменного; к тому же в Москве сейчас как минимум две крупнейшие частные институции охотятся именно за такой живописью. Девушка-дизайнер с картины Юный конструктор Александра Дейнеки (1966, вверху), в стильном платье в полоску (надо понимать, собственной модели), с линейками и лекалами — femme fatale нового советского общества. Картина оценена в £2–3 млн, и страшно предсказать, насколько она подорожает в процессе торга. Не менее прекрасен в своем роде и Георгий Нисский с полотном Над снежными полями 1964 года: во тьме над просторами Родины мчится стремительной серебряной черточкой истребитель (эстимейт £500–700 тыс.). А картина Юрия Пименова Воспоминание о военных пайках (1963) полна свойственной этому художнику сентиментальной мягкости и живописности (£500–700 тыс.).

Очень сильным оказался на Sotheby’s и раздел авангарда. Достаточно того, что будет продаваться Голова крестьянина Казимира Малевича из числа тех работ, которые художник, возвращаясь в 1927 году в СССР, подарил или оставил своему другу немецкому архитектору Хуго Херингу. Часть полотен Херинг потом передал Музей Стеделейк (часть из этой части была возвращена наследникам художника и продана на Sotheby’s в 2008 году). Конечно, гуашевой голове далеко до Супрематической композиции за $60 млн, однако своих £600–800 тыс. она вполне стоит. В £0,8–1,2 млн оценено примитивистское полотно Михаила Ларионова с пекарями, замешивающими тесто. Провенанс у него лучше не бывает — это из тех картин, что в 1913 году были опубликованы Эли Эганбюри (Ильей Зданевичем) в самой первой книжке о Михаиле Ларионове и Наталии Гончаровой.

Кроме того, на сей раз Sotheby’s устраивает еще дополнительные торги, полностью посвященные советскому фарфору.

Christie’s

Аукционный дом Christie’s проводит свою политику формирования торгов:  лотов немного (обычно все они укладываются в один том каталога, против двух-трех у Sotheby’s и MacDougall’s), присутствуют подборки работ художников, которых нет у других домов (Ивана Похитонова, Марии Якунчиковой и Сергея Чехонина), плюс несколько топ-лотов , эстимейты нарочито невысоки. В результате — многократное повышение цен на избранные вещи и стабильно самый высокий уход лотов, 70–75%. Прошлой осенью именно на торгах Christie’s был поставлен аукционный рекорд «русской недели» — £4,1 млн за Купальщиц Ильи Машкова.

Среди анонсированных топлотов — два Василия Верещагина, монументальная Жемчужная мечеть в Агре (£1–1,5 млн) и небольшой Притвор церкви XVII века в Ярославле (£300–500 тыс.); оба полотна участвовали в 1888–1891 годах в большой передвижной выставке художника в США. Кажется, отличные перспективы имеет картина Александра Головина Семинарист Троице-Сергиевой Лавры, экспонировавшаяся в 1899 году на выставке «Мира искусства»: декоративная, яркая и сочная, хорошего размера, даже и без недавно открывшейся персональной выставки художника в ГТГ работа, несомненно, превысила бы эстимейт в £150–200 тыс.

Далее. На торгах Christie’s не может не быть работ Ивана Айвазовского, причем они обычно «императорские», — так и сейчас это небольшой холст Александр II, едущий по льду Невы, оцененный в £300–500 тыс. Кроме того, обещаны несколько работ Николая Рериха, все как на подбор облачно-горные (самая дорогая — £250–300 тыс.). Но центром торгов, скорее всего, будет полотно Аристарха Лентулова Пейзаж с мостом. Кисловодск, вынесенное на обложку каталога и оцененноев £1,5–2,5 млн: картина написана в 1913 году и относится к самому лучшему циклу картин, где кубофутуризм использует мотив русского храма. Впервые за обозримый период на публичных торгах появятся также работы величайшего русского портретиста рубежа XVIII–XIX веков Владимира Боровиковского, все они происходят из коллекции князя Ивана Оболенского (скульптурную часть коллекции Christie’s уже предлагал на торгах в НьюЙорке). Ничего, подобного портрету графа Кушелева с детьми, кроме как в Третьяковской галерее или Русскоммузее, не увидеть; наверное, именно отсутствие прецедентов и заставило Christie’s выставить такой несоразмерно низкий эстимейт, £50–70 тыс.

MacDougall’s

Стратегия аукционного дома MacDougall’s в последние годы в основном была направлена на создание объемных аукционных коллекций живописи и графики, куда прикреплялся бы большой раздел нонконформистов плюс значительное присутствие «вторых» и «новых» имен. Такой расчет поначалу приносил свои плоды: в 2010 году MacDougall’s едва не догнал по суммарным лондонским продажам Christie’s. Однако в 2012-м и в первой половине 2013 года обороты стали падать, уход лотов сократился до 40%. Поэтому прошлой осенью MacDougall’s вернулся к более классической схеме: было сокращено общее количество лотов, преобладало «коллекционерское» русское искусство XIX века, появился полноценный раздел прикладного искусства.

На момент сдачи номера MacDougall’s предлагал одну из самых примечательных и дорогих работ всей предстоящей «русской недели» — Восточный город. Бухара Павла Кузнецова (эстимейт £1,9–3 млн) из «киргизской сюиты» начала 1910-х, многократно выставлявшийся и воспроизведенный. Еще одна примечательная картина — Мальчик с картузом Роберта Фалька, ранняя работа бубнововалетского периода. У полотна удивительная история: спустя три десятилетия художник разрезал его и написал на одном куске Портрет рыбака, на другом Полевые цветы; оба фрагмента встретились совсем недавно в Научно-исследовательской независимой экспертизе им. П. М. Третьякова и теперь объединены. Одна ранняя работа Фалька ныне стоит неизмеримо дороже, чем две поздние, и Мальчик с картузом оценен в £0,8–1,2 млн. Всего же на эти торги будет предложено более 500 лотов с общим эстимейтом в £20 млн.

Bonhams

В последние годы аукционы русского искусства Bonhams делаются все успешнее, качество работ на торгах постепенно выравнивается, появляется все больше хороших «первых» имен. Однако пока что рекордные суммы на торгах (и как следствие, сравнимые с итогами других домов обороты) дают отдельные уникальные лоты, которые иногда появляются именно у Bonhams. Как пример — прошлым летом здесь за £7,9 млн было продано полотно Николая Рериха Труды Богородицы, что по сей день является самым дорогим произведением русских торгов. На ближайший аукцион Bonhams опять анонсировал лучшую работу Рериха этой «русской недели», масштабную темперу Дымы мира, некогда перекочевавшую из музея Рериха в Нью-Йорке в коллекцию Хорша (эстимейт £0,8–1,2 млн). Цены на Рериха с трудом подчиняются анализу; многие его коллекционеры почитают все, им созданное, как святыню, а в таких случаях торг не уместен. Правда, на данный момент «рерихистов» стало на одного меньше: Борис Булочник, председатель правления «Мастербанка», у которого отозвана лицензия, вряд ли решится принимать участие в торгах. На аукционе Bonhams найдется и другая русская «классика». Например, большой Натюрморт с фруктами и цветами Владимира Баранова-Россине (1910–1915); он, правда, кажется слегка переоцененным (£700–900 тыс.). Зато в скромные £130–150 тыс. оценен холст Обнаженная мужская фигура, за которую в 1853 году молодой художник Николай Ге был отмечен серебряной медалью первого класса. Как обычно, аукционный дом предлагает крепкий раздел ДПИ, его возглавляет Ландыш фирмы Фаберже (£200–300 тыс.) и большая коллекция стекла Императорского стеклянного завода.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+