Выставка, несомненно, для эстетов. Никаких Рубенсов и ван Дейков, которых собирал сэр Роберт Уолпол (1676–1745), первый граф Орфорд, первый премьер-министр Великобритании. Он, как приличествовало знатному английскому вельможе, составил превосходную коллекцию европейского искусства. В 1779 году внук и наследник графа Джордж Уолпол продал за £40 тыс. 206 произведений из нее Екатерине II. С этой покупки начался Эрмитаж. Вместе с коллекцией в Петербург привезли представленный на выставке портрет Роберта Уолпола в полный рост, заказанный самой моделью Жан-Батисту ван Лоо и получивший одобрение в виде размещения в спальне графа. В 1774–1788 годах лондонский гравер и издатель Джон Бойдел выпустил двухтомник «Галерея Хоутон» по названию поместья Уолпола, где хранилась коллекция. Он включал 129 эстампов, исполненных разными авторами. На выставке показано само издание и отдельно 21 гравюра. В качестве комментария к воспроизводимым картинам Бойдел поместил описание из каталога Aedes Walpolianae («Святилище Уолпола»), подготовленного Горацио, сыном коллекционера, в 1748 году. Издание гравюр завершилось уже после продажи коллекции, поэтому окончательное название двухтомника — «Комплект эстампов, гравированных с самых главных картин коллекции ее императорского величества императрицы России, ранее находившихся во владении графа Орфорда в Хоутон-Холле в Норфолке». Среди лучшего на выставке — гравюра резцом «Блудный сын» Жан-Батиста Мишеля по картине Сальватора Розы, гравюра пунктиром Георга Зигмунда и Иоганна Готлиба Фациусов по картине Антониса ван Дейка «Бегство в Египет», гравюра резцом Франсуа де Пуалли по картине Никола Пуссена «Святое семейство».
Государственный Эрмитаж
Роберт Уолпол и его коллекция
До 13 января 2019
www.hermitagemuseum.org