18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маршруты музейные

№68
Материал из газеты

О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов

Согласно широко распространенной метафоре, город — живой организм. В радиально-кольцевой структуре Москвы Кремль — это сердце, парки — легкие, а улицы, проспекты и прочая транспортная инфраструктура — кровеносная система. За последние годы эта система претерпела перестройку. Благоустройство московских улиц, набережных и площадей преобразовало общественное пространство, сделало привлекательным для досуга. Город наполнился людьми: пешеходами, зеваками, взрослыми и детьми, для которых среди прочего организованы многочисленные вело- и самокатопрокаты.
Первый шаг сделан: город вернули горожанам. Теперь важно задать (или подсказать) направления движения, образовать линии напряжения, которые должны возникать не только вокруг достопримечательностей, но и возле музеев, потому что именно последние задают ритм и логику городского движения. Индивидуальные прогулки могут складываться в устойчивые музейные маршруты, которые во многом формируют городскую идентичность, а в перспективе могут стать самостоятельными международными брендами. Глядя на карту города, я вижу как минимум четыре подобных маршрута.

«Музейная миля», над созданием которой работают сейчас музей «Гараж», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и фонд V-A-C, будет включать в себя как сам «Гараж», так и два здания Третьяковки, ГЭС-2 и растущий музейный квартал ГМИИ. На отрезке в несколько километров сосредоточена вся история искусства от Древнего Египта до новейших течений. Плюс благоустроенная набережная с самыми впечатляющими видами города.

Маршрут по Пречистенке — Остоженке может объединить как известные музеи (Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, выставочные залы Российской академии художеств), так и частные, экспериментальные выставочные площадки (фонд IN ARTIBUS, галерея «Перелетного кабака»).

Уникальный пример московской джентрификации — район Сыромятники, где расположены Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма», образующие мегакластер, в котором есть и современное искусство, и клубы, и недорогие кафе и бары. Уверен, что, как только возникнет удобный транзит между названными пространствами, это сразу же привлечет туда и новых арендаторов, и новую публику.

Мечта нескольких поколений — сделать Бульварное кольцо полностью пешеходным. Вряд ли это будет когда-то осуществлено, но «связность» между самыми разными институциями, которые есть на этом маршруте — от трех корпусов Московского музея современного искусства до Мемориального музея-квартиры А.М.Горького, Творческой мастерской С.Т.Конёнкова и нового музея «Собрание», — может привести к самым неожиданным и очевидно позитивным результатам. 

Создание подобных культурных маршрутов в городе не требует серьезных инвестиций. Улицы в центре города уже благоустроены, и нужно лишь немного воли городских властей, организационных усилий и небольших финансовых вложений, чтобы осмыслить эти маршруты как бренды, договориться о принципах взаимодействия между институциями-участницами, встроить их в систему городской навигации и заняться продвижением среди москвичей и приехавших в столицу гостей. И когда музеи станут полноправной частью городской среды, Москва подтвердит свой статус мирового культурного центра. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+