Согласно широко распространенной метафоре, город — живой организм. В радиально-кольцевой структуре Москвы Кремль — это сердце, парки — легкие, а улицы, проспекты и прочая транспортная инфраструктура — кровеносная система. За последние годы эта система претерпела перестройку. Благоустройство московских улиц, набережных и площадей преобразовало общественное пространство, сделало привлекательным для досуга. Город наполнился людьми: пешеходами, зеваками, взрослыми и детьми, для которых среди прочего организованы многочисленные вело- и самокатопрокаты.
Первый шаг сделан: город вернули горожанам. Теперь важно задать (или подсказать) направления движения, образовать линии напряжения, которые должны возникать не только вокруг достопримечательностей, но и возле музеев, потому что именно последние задают ритм и логику городского движения. Индивидуальные прогулки могут складываться в устойчивые музейные маршруты, которые во многом формируют городскую идентичность, а в перспективе могут стать самостоятельными международными брендами. Глядя на карту города, я вижу как минимум четыре подобных маршрута.
«Музейная миля», над созданием которой работают сейчас музей «Гараж», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и фонд V-A-C, будет включать в себя как сам «Гараж», так и два здания Третьяковки, ГЭС-2 и растущий музейный квартал ГМИИ. На отрезке в несколько километров сосредоточена вся история искусства от Древнего Египта до новейших течений. Плюс благоустроенная набережная с самыми впечатляющими видами города.
Маршрут по Пречистенке — Остоженке может объединить как известные музеи (Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, выставочные залы Российской академии художеств), так и частные, экспериментальные выставочные площадки (фонд IN ARTIBUS, галерея «Перелетного кабака»).
Уникальный пример московской джентрификации — район Сыромятники, где расположены Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма», образующие мегакластер, в котором есть и современное искусство, и клубы, и недорогие кафе и бары. Уверен, что, как только возникнет удобный транзит между названными пространствами, это сразу же привлечет туда и новых арендаторов, и новую публику.
Мечта нескольких поколений — сделать Бульварное кольцо полностью пешеходным. Вряд ли это будет когда-то осуществлено, но «связность» между самыми разными институциями, которые есть на этом маршруте — от трех корпусов Московского музея современного искусства до Мемориального музея-квартиры А.М.Горького, Творческой мастерской С.Т.Конёнкова и нового музея «Собрание», — может привести к самым неожиданным и очевидно позитивным результатам.
Создание подобных культурных маршрутов в городе не требует серьезных инвестиций. Улицы в центре города уже благоустроены, и нужно лишь немного воли городских властей, организационных усилий и небольших финансовых вложений, чтобы осмыслить эти маршруты как бренды, договориться о принципах взаимодействия между институциями-участницами, встроить их в систему городской навигации и заняться продвижением среди москвичей и приехавших в столицу гостей. И когда музеи станут полноправной частью городской среды, Москва подтвердит свой статус мирового культурного центра.