18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маршруты музейные

№68
Материал из газеты

О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов

Согласно широко распространенной метафоре, город — живой организм. В радиально-кольцевой структуре Москвы Кремль — это сердце, парки — легкие, а улицы, проспекты и прочая транспортная инфраструктура — кровеносная система. За последние годы эта система претерпела перестройку. Благоустройство московских улиц, набережных и площадей преобразовало общественное пространство, сделало привлекательным для досуга. Город наполнился людьми: пешеходами, зеваками, взрослыми и детьми, для которых среди прочего организованы многочисленные вело- и самокатопрокаты.
Первый шаг сделан: город вернули горожанам. Теперь важно задать (или подсказать) направления движения, образовать линии напряжения, которые должны возникать не только вокруг достопримечательностей, но и возле музеев, потому что именно последние задают ритм и логику городского движения. Индивидуальные прогулки могут складываться в устойчивые музейные маршруты, которые во многом формируют городскую идентичность, а в перспективе могут стать самостоятельными международными брендами. Глядя на карту города, я вижу как минимум четыре подобных маршрута.

«Музейная миля», над созданием которой работают сейчас музей «Гараж», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и фонд V-A-C, будет включать в себя как сам «Гараж», так и два здания Третьяковки, ГЭС-2 и растущий музейный квартал ГМИИ. На отрезке в несколько километров сосредоточена вся история искусства от Древнего Египта до новейших течений. Плюс благоустроенная набережная с самыми впечатляющими видами города.

Маршрут по Пречистенке — Остоженке может объединить как известные музеи (Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, выставочные залы Российской академии художеств), так и частные, экспериментальные выставочные площадки (фонд IN ARTIBUS, галерея «Перелетного кабака»).

Уникальный пример московской джентрификации — район Сыромятники, где расположены Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма», образующие мегакластер, в котором есть и современное искусство, и клубы, и недорогие кафе и бары. Уверен, что, как только возникнет удобный транзит между названными пространствами, это сразу же привлечет туда и новых арендаторов, и новую публику.

Мечта нескольких поколений — сделать Бульварное кольцо полностью пешеходным. Вряд ли это будет когда-то осуществлено, но «связность» между самыми разными институциями, которые есть на этом маршруте — от трех корпусов Московского музея современного искусства до Мемориального музея-квартиры А.М.Горького, Творческой мастерской С.Т.Конёнкова и нового музея «Собрание», — может привести к самым неожиданным и очевидно позитивным результатам. 

Создание подобных культурных маршрутов в городе не требует серьезных инвестиций. Улицы в центре города уже благоустроены, и нужно лишь немного воли городских властей, организационных усилий и небольших финансовых вложений, чтобы осмыслить эти маршруты как бренды, договориться о принципах взаимодействия между институциями-участницами, встроить их в систему городской навигации и заняться продвижением среди москвичей и приехавших в столицу гостей. И когда музеи станут полноправной частью городской среды, Москва подтвердит свой статус мирового культурного центра. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+