18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала

№68
Материал из газеты

Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке

Ассирийский царь Ашшурбанапал (669–631 гг. до н. э.) был, без преувеличения, самым могущественным человеком древности. Из своей столицы Ниневии (современный Ирак) он управлял обширнейшей империей от восточного Средиземноморья до западного Ирана. Славился он не только военными победами и талантами (был отличным наездником и стрелком из лука), но и редкой образованностью. Владел клинописью и «иностранными языками», о чем гласит одна из глиняных табличек собранной им огромной библиотеки: «Для меня было отрадой повторять на память дивные творения на шумерском и аккадском». 

Его дворцы в Ниневии, утопающие в экзотических садах, которые орошались сложной ирригационной системой, поражали современников невиданной роскошью. 

После смерти Ашшурбанапала (около 631 г. до н. э.) империя просущеcтвовала чуть меньше 20 лет, пав под натиском соседей, Мидии и Вавилона, и уже в древности обросла легендами. Самая известная из них, про последнего ассирийского царя Сарданапала, сжегшего себя с наложницами и слугами, чтобы не попасть в руки врага, вдохновила Байрона на написание поэмы «Смерть Сарданапала» (1821) и создание одноименного знаменитого полотна Эжена Делакруа (1827). О самой же Ассирии и ее самом знаменитом царе Ашшурбанапале забыли до середины XIX века, когда молодой британский дипломат Остин Генри Лейард инициировал раскопки сначала в одной из столиц Ассирии Нимруде (современный Ирак), а затем и в Ниневии. Находки оказались столь поразительными, что к раскопкам подключился Британский музей. Были обнаружены тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала, рельефы со сценами царской охоты на львов, победы над которыми символизировали силу царя, изысканные изделия из слоновой кости и золота. Самой же потрясающей находкой стали колоссальные крылатые быки с человеческими головами, охранявшие от злых духов дворец в Нимруде. Их на плотах по Тигру переправили в Басру на юге Ирака, затем на пароходе в Бомбей и оттуда уже в Лондон. 
Выставка 200 экспонатов из знаменитой коллекции Британского музея с добавлением редких артефактов из других музеев мира впервые рассказывает полную историю империи, исчезнувшей более 2 тыс. лет назад, и ее самого могущественного владыки. 

Британский музей
Я, Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии
8 ноября – 24 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+