С одной стороны, рухнули прежние союзы и международные связи и многие художники собственными глазами увидели, что такое мировая бойня. В 1918 году умерли Отто Вагнер, Густав Климт, Коломан Мозер и Эгон Шиле. С другой стороны, появилась надежда на то, что после таких потрясений наконец-то восторжествует новый, универсальный гуманизм. Основу выставки составили картины из венского музея Бельведер и Музея изобразительных искусств в Будапеште, а также из других собраний разных стран, в том числе частных. Эпиграфом к выставке стали поздняя работа Климта «Портрет Иоханны Штауде» и «Сидящие на корточках» («Двойной автопортрет») Шиле. На картине Климта нет довоенного модернового эротизма, это почти неоклассика. У Шиле исчезла прежняя экспрессия, осталось лишь сдержанное смирение. С поздним Климтом рифмуется «Автопортрет с расческой» Мари-Луиз фон Мотесицки, с Шиле — «Портрет матери» Оскара Кокошки и его же «Сила музыки». Универсал разных визуальных искусств Ласло Мохой-Надь представлен конструктивистским коллажем «Электрический светильник», Максимилиан Оппенгеймер (не путать с кинорежиссером) — сюрреалистической картиной «Клингер-квартет». Как всегда, особняком стоит Франтишек Купка, его дивная абстрактная акварель называется «Штудия вокруг точки».
Центр изобразительных искусств (BOZAR)
После Климта. Новые горизонты в Центральной Европе 1914–1938
До 20 января 2019
www.bozar.be