18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Оскар Рабин

Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира

Умер Оскар Рабин — большой художник, смелый и благородный человек. Он прожил 90 лет, и за эти долгие годы изменилась не только жизнь, его и мира вокруг, но и восприятие его искусства. Когда-то картины Рабина виделись протестными, политическими и мрачными до отчаяния, а сегодня — хотя сюжеты их и стиль мало изменились — его пейзажи с натюрмортами кажутся размышлением о сути жизни, где сквозь красочную темноту неизбежно пробивается свет. Солнечным бликом на стене, белым сугробом на помойке под номером семь, вербой в банке на подоконнике. И даже бутылка водки свидетельствует не о горьком отчаянии, как когда-то, а об обязательной части трапезы, дружеской или одинокой, но наполненной внутренним покоем и размышлением. И совсем не важно, что «Столичную» с картин советского времени заменили французский коньяк и вино на натюрмортах, написанных в Париже.

Рабин уехал туда 40 лет назад, уже сложившимся художником, не по своей воле — его вытолкнула советская власть, не подозревавшая, что жить ей оставалось недолго. В 1978 году Оскара Рабина лишили советского гражданства, в 1990-м его ему вернули. Работы, долгие годы не выставлявшиеся на официальных выставках, теперь хранятся в лучших музеях мира.

Сегодня даже одна из самых известных его картин, прямой политический «Паспорт» — портрет, определяющий жизнь советского подданного, с вписанной выдуманной графой «Место смерти», заполненной вопросами: «Под забором?.. В Израиле?», — имеет уже совсем другой смысл, чем полвека назад. Судьбой человека, художника распоряжается не властный указ, а он сам и высшая сила. По крайней мере, судьбой Оскара Рабина, умершего в прекрасной Флоренции.

Долгая жизнь Оскара Рабина была наполненной, он многое пережил: гонения и почет, огонь с водой и медные трубы, любовь близких и уважение товарищей, горечь утраты их. Он совершил много серьезных поступков и написал тысячи картин. Он останется в истории отечественного искусства и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, организатор Бульдозерной выставки, и как русский художник, создавший собственный образ мира, чьи работы узнаются с первого взгляда, их ни с чьими не спутаешь.

Похороны Оскара Рабина состоятся на кладбище Пер-Лашез в Париже 15 ноября.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+