18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Показательный жест показательного коллекционера Умара Джабраилова

Умар Джабраилов передал в дар Московскому музею современного искусства 168 работ российских художников.

Предприниматель Умар Джабраилов передал 168 работ (часть своего собрания) в Московский музей современного искусства (ММОМА). Занимавший посты представителя в Совете Федерации России от Чеченской Республики (2004–2009), заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (2004–2009), Умар Джабраилов в начале 2000-х был не только постоянным героем светской хроники, но и одним из самых ярких завсегдатаев галерей современного искусства. В 2000 году он начал приобретать произведения современных российских авторов на ярмарке «Арт Москва», на которой вскорости его прозвали «Почетный покупатель». Очевидно, это произошло под влиянием галеристки и художника Айдан Салаховой, с которой он водил дружбу и которая в тот момент входила в экспертный совет «Арт Москвы». В свою очередь, труд но отрицать, что публично демонстрируя свой интерес к российскому современному искусству, Умар Джабраилов был одним из тех, кто спровоцировал моду и бум на его коллекционирование.

«Умару Джабраилову удалось собрать значительную по объему и качеству коллекцию работ современных, преимущественно отечественных, художников. В этом смысле щедрый, действительно бескорыстный дар Джабраилова представляется вполне закономерным и рациональным шагом, тем более что передача коллекции музею позволит сохранить ее в целостности, а имя мецената останется в истории», — говорят кураторы выставки Новый элемент в ММОМА Андрей Егоров и Анна Арутюнян, представляющей публике подаренные работы. По их словам, в какой-то момент у собирателя возникают сложности с хранением и консервацией работ, в этом случае нужно либо создавать частный музей или фонд собственными силами, либо доверить коллекцию уже существующей государственной институции. А так как Джабраилов — председатель Попечительского совета ММОМА, то его дар именно этой институции очевиден.

Из 168 переданных музею работ 19 не атрибутированы, следовательно, за безымянными холстами имеет шанс обнаружиться несколько серьезных имен. Остальные принадлежат как топ-именам (Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Константин Звездочетов, Константин Худяков, Франсиско Инфанте Арана), так и молодым совре менным российским художникам (Александр Дашевский, Александр Стрелец). Текущая рыночная стоимость собрания, по нашей оценке, исходя из количества работ каждого автора, составляет $1–1,2 млн. Особого внимания заслуживает подбор авторов. Так, 60% художников из нового пополнения музейного фонда не имеет аукционной истории, но это в России удивлять перестало. Около 30% художников должны сказать спасибо дважды: в первый раз своему лобби — за возможность попасть в коллекцию Джабраилова, во второй — самому меценату, фактически обязавшему музей вписать новую строчку в резюме малоизвестных авторов. При беглом просмотре имен собрания можно узнать советчиков, склонивших коллекционера к покупке, едино го менеджмента коллекции у Джабраилова в то время не было. Об этом говорят сами произведения. Работы украинских художников Владимира Агапова, Олега Тистола соседствуют с государственными любимчиками Никасом Сафроновым и Михаилом Шемякиным. Шесть подаренных ММОМА работ Александры Вертинской говорят о том, что не обошлось без влияния Емельяна Захарова, совладельца московской галереи «Триумф»: Вертинская — его жена. Сам Захаров утверждает, что он ни при чем, Джабраилов и Вертинская — друзья. Партнер по галерейному бизнесу Дмитрий Ханкин говорит, что Джабраилов, приходя в «Триумф», покупал все «от правой стенки до левой». Несколько работ Натальи Турновой — это может быть Михаил Крокин: именно эта галерея в 2000-х годах занималась ею. Работы Константина Звездочетова и Павла Пепперштейна могли быть приобретены в галереях XL и «Риджина». Особенно любопытны 38 работ итальянца Альдо Роты, абстрактного живописца, ни разу не выходившего на серьезные аукционы вне Италии и имеющего наивысшим публичным результатом продажу за €3,5 тыс. Он, по сообщениям СМИ, принимал участие в формировании собрания Джабраилова по части зарубежных авторов, занимался развеской произведений искусства в его особняке. О дальнейшей судьбе коллекции Джабраилова в музее кураторы говорят так: «Внутри музейных фондов эти новые приобретения составят отдельную именную группу и их особый провенанс всегда будет указываться при экспонировании». Сам Умар Джабраилов заходил на выставку и, по словам кураторов, положительно оценил экспозицию. Сейчас он живет в Монако и к современному искусству особого интереса не проявляет, но, как считает Дмитрий Ханкин, обязательно вернется к коллекционированию.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+