18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Показательный жест показательного коллекционера Умара Джабраилова

Умар Джабраилов передал в дар Московскому музею современного искусства 168 работ российских художников.

Предприниматель Умар Джабраилов передал 168 работ (часть своего собрания) в Московский музей современного искусства (ММОМА). Занимавший посты представителя в Совете Федерации России от Чеченской Республики (2004–2009), заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (2004–2009), Умар Джабраилов в начале 2000-х был не только постоянным героем светской хроники, но и одним из самых ярких завсегдатаев галерей современного искусства. В 2000 году он начал приобретать произведения современных российских авторов на ярмарке «Арт Москва», на которой вскорости его прозвали «Почетный покупатель». Очевидно, это произошло под влиянием галеристки и художника Айдан Салаховой, с которой он водил дружбу и которая в тот момент входила в экспертный совет «Арт Москвы». В свою очередь, труд но отрицать, что публично демонстрируя свой интерес к российскому современному искусству, Умар Джабраилов был одним из тех, кто спровоцировал моду и бум на его коллекционирование.

«Умару Джабраилову удалось собрать значительную по объему и качеству коллекцию работ современных, преимущественно отечественных, художников. В этом смысле щедрый, действительно бескорыстный дар Джабраилова представляется вполне закономерным и рациональным шагом, тем более что передача коллекции музею позволит сохранить ее в целостности, а имя мецената останется в истории», — говорят кураторы выставки Новый элемент в ММОМА Андрей Егоров и Анна Арутюнян, представляющей публике подаренные работы. По их словам, в какой-то момент у собирателя возникают сложности с хранением и консервацией работ, в этом случае нужно либо создавать частный музей или фонд собственными силами, либо доверить коллекцию уже существующей государственной институции. А так как Джабраилов — председатель Попечительского совета ММОМА, то его дар именно этой институции очевиден.

Из 168 переданных музею работ 19 не атрибутированы, следовательно, за безымянными холстами имеет шанс обнаружиться несколько серьезных имен. Остальные принадлежат как топ-именам (Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Константин Звездочетов, Константин Худяков, Франсиско Инфанте Арана), так и молодым совре менным российским художникам (Александр Дашевский, Александр Стрелец). Текущая рыночная стоимость собрания, по нашей оценке, исходя из количества работ каждого автора, составляет $1–1,2 млн. Особого внимания заслуживает подбор авторов. Так, 60% художников из нового пополнения музейного фонда не имеет аукционной истории, но это в России удивлять перестало. Около 30% художников должны сказать спасибо дважды: в первый раз своему лобби — за возможность попасть в коллекцию Джабраилова, во второй — самому меценату, фактически обязавшему музей вписать новую строчку в резюме малоизвестных авторов. При беглом просмотре имен собрания можно узнать советчиков, склонивших коллекционера к покупке, едино го менеджмента коллекции у Джабраилова в то время не было. Об этом говорят сами произведения. Работы украинских художников Владимира Агапова, Олега Тистола соседствуют с государственными любимчиками Никасом Сафроновым и Михаилом Шемякиным. Шесть подаренных ММОМА работ Александры Вертинской говорят о том, что не обошлось без влияния Емельяна Захарова, совладельца московской галереи «Триумф»: Вертинская — его жена. Сам Захаров утверждает, что он ни при чем, Джабраилов и Вертинская — друзья. Партнер по галерейному бизнесу Дмитрий Ханкин говорит, что Джабраилов, приходя в «Триумф», покупал все «от правой стенки до левой». Несколько работ Натальи Турновой — это может быть Михаил Крокин: именно эта галерея в 2000-х годах занималась ею. Работы Константина Звездочетова и Павла Пепперштейна могли быть приобретены в галереях XL и «Риджина». Особенно любопытны 38 работ итальянца Альдо Роты, абстрактного живописца, ни разу не выходившего на серьезные аукционы вне Италии и имеющего наивысшим публичным результатом продажу за €3,5 тыс. Он, по сообщениям СМИ, принимал участие в формировании собрания Джабраилова по части зарубежных авторов, занимался развеской произведений искусства в его особняке. О дальнейшей судьбе коллекции Джабраилова в музее кураторы говорят так: «Внутри музейных фондов эти новые приобретения составят отдельную именную группу и их особый провенанс всегда будет указываться при экспонировании». Сам Умар Джабраилов заходил на выставку и, по словам кураторов, положительно оценил экспозицию. Сейчас он живет в Монако и к современному искусству особого интереса не проявляет, но, как считает Дмитрий Ханкин, обязательно вернется к коллекционированию.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+