Декоративная башня-колонна, установленная на территории ВДНХ, в начале ноября 2018 года была идентифицирована искусствоведами как произведение Эль Лисицкого. По сообщению пресс-службы ВДНХ, эта находка уникальна: ранее считалось, что до наших дней уцелела лишь одна архитектурная работа Лисицкого — типография журнала «Огонек» 1932 года в Самотечном переулке в Москве.
Башня изначально являлась рекламной установкой Союзпищепромрекламы (скорее всего, Главконсерва). Она была возведена в 1939 году рядом с павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. Поставленная у входа в рыбопитомники, башня служила вышкой-указателем к этим павильонам.
Атрибуция постройки произошла благодаря работе искусствоведов, занимающихся изучением творчества Лисицкого и историей ВДНХ. Татьяна Горячева, специалист по искусству авангарда и куратор недавних выставок Эль Лисицкого, обратилась к историку ВСХВ-ВДНХ Александру Зиновьеву по поводу серии эскизов оформления ВСХВ, изучением которых она занималась. К удивлению обоих исследователей, в нескольких набросках Лисицкого Зиновьев смог опознать построенное и, главное, дошедшее до наших дней сооружение.
«Значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ… — рассказывает Татьяна Горячева. — Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла».
За прошедшие годы сооружение было перестроено. Изначально оно представляло собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Наверху были установлены шар-скафандр и два металлических карпа. В 1951–1954 годах, когда выставка реконструировалась, силуэты карпов были заменены на металлического осетра (возможно, также выполненного по наброску Лисицкого). К настоящему времени все навершия исчезли.
Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935–1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов, которые прежде считались неосуществленными или утраченными.