18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как я перестал бояться и полюбил современное искусство

№68
Материал из газеты

Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера

Долгое время первенство в жанре «современное искусство для чайников» в русскоязычном пространстве оставалось за переводными изданиями, однако и отечественные авторы начинают подтягиваться. Недавно за дело взялись основатель галереи Fragment Сергей Гущин в тандеме с Александром Щуренковым — художником и создателем Telegram-канала о современном искусстве ArtFragment, а также одноименного «паблика» в соцсети «ВКонтакте». Вместе они написали книгу «Современное искусство и как перестать его бояться», которую представляют как руководство для начинающих любителей или просто желающих что-то понять.

Спрос есть: на профиль Гущина в Instagram, где он ведет блог на схожую тему, на момент публикации было подписано более 386 тыс. человек. Эта цифра, округленная до 400 тыс. (видимо, на будущее), даже вынесена на обложку издания. Книга состоит из нескольких разделов. В первую очередь читателю объясняют, зачем ему вообще понимать современное искусство. Затем, как принято во всех руководствах, следует FAQ — ответы на часто задаваемые вопросы: почему произведения стоят так дорого, умеют ли рисовать современные художники и тому подобное. Есть и краткий экскурс в художественную историю XX века. Отдельные главы посвящены инструкциям: как смотреть искусство и где его искать. В конце помещен глоссарий, содержащий все нужное на первое время, от «абстрактного экспрессионизма» до «эстимейта».

Современное искусство в книге разобрано просто и доступно — как в школьном учебнике. Сергей Гущин и Александр Щуренков подкупают читателя дружелюбным тоном, избегающим специфических терминов и философских понятий, которые часто отталкивают далеких от артмира людей. По сути эта книга — физическое воплощение Instagram-страницы Гущина, из которой изъяли большинство красивых картинок, оставив только подписи. В этом кроется и недостаток издания. Человеку сведущему оно вряд ли окажется полезным, а профессионалы обнаружат недостаток искусствоведческого образования у авторов: временами они путаются в терминологии, называя живопись жанром, а импрессионизм — стилем, и допускают другие погрешности. Их можно простить книге, которая должна стать точкой входа в обозначенную область, но вряд ли они допустимы в серьезной работе.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+