18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге

№68
Материал из газеты

Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости

В начале ХХ века архитектурную керамику — элементы декора фасадов, изразцовые печи и камины — собирали сотрудники Музея старого Петербурга, предшественника ГМИ СПб. В 1907– 1911 годах они через газеты обращались к подрядчикам с просьбой сообщать о сносимых домах, приезжали и спасали те ценные элементы, которые удавалось демонтировать. От той коллекции ничего не сохранилось. Как тут не вспомнить афоризм архитектора Ренцо Пьяно: «Керамика — это древнейший материал, который делается из земли и уходит в землю»!

Нынешняя коллекция, а это более 11 тыс. предметов, создавалась в 1960– 1980-е годы спасательными группами из музейных сотрудников. Они тоже выезжали в дома, подлежавшие комплексному капитальному ремонту, снимали фризы, печи и все, что можно было спасти. Долгое время это богатство лежало в фондах музея, лишь изредка и фрагментарно появляясь на временных выставках. В 2018 году к 100-летию Музея истории Санкт-Петербурга было решено открыть небольшой музей, для чего собрали 25 изразцовых печей, которые иллюстрируют собой все архитектурные стили Петербурга. Начало — петровское барокко, отмеченное голландской плиткой, и работы реставратора Бориса Мицкевича для петергофского дворца «Монплезир». Две белоглазурованные печи с изображениями Флоры и Марса относятся к эпохе классицизма, которая обходилась строгими формами и монохромными решениями. Историзм, или эклектика, представлен деталями облицовки печи из Мраморного дворца. Печь по эскизу Александра Брюллова была разобрана при создании во дворце филиала музея Ленина. Три изразца сохранились от печи Николаевского дворца. Среди нескольких печей эпохи модерна Мария Макогонова, историк петербургской архитектуры, куратор проекта, выделила зеленую печь, созданную по проекту Карла Майера, ученика Петера Беренса.

Архитектурная керамика для петербургских домов производилась на лучших предприятиях. Среди них — Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова, Художественно-керамическое производство «Гельдвейн — Ваулин», Ракколаниокский гончарный завод, завод «Або», гончарный завод М.Харламова, Саксонская печная фабрика Эрнста Тайхерта в Майсене.

Чтобы показать, «откуда есть пошел» русский изразец, специальный раздел в новом музее отведен под показ находок, сделанных сотрудниками Института археологии РАН в ходе многолетних раскопок в Новом Иерусалиме. Они завершились в прошлом году. Кроме изразцов XVII века, это редкие опыты 1709 года — пластины с фигурами людей, созданные шведскими мастерами, которых пригласил в Россию Петр I. Помимо академического института, Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Петергоф», свои предметы предоставили несколько музеев из российских регионов и Гомельский дворцово-парковый ансамбль из Белоруссии. Самое интересное в новом музее — элементы фасадов, которые мало кем прежде были видены. Упомянем, в частности, семиметровое панно с фантастическими сюжетами со здания конторы «Гельдвейн — Ваулин» на Благовещенской площади (ныне — площадь Труда, 3). При реставрации купола соборной мечети оказались демонтированы обветшавшие фрагменты майолики — теперь их можно рассмотреть вблизи. Майоликовый же фриз с изображением ангелов с колокольни храма Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте был создан по эскизу знаменитого скульптора Александра Матвеева. Этот фриз демонтировали еще в 1970-е. А совсем недавно, в 2018 году, при реставрации овального керамического панно с цветочным рисунком, которое украшало фасад особняка Бремме (12-я Линия, 41), под деревянной рамой была обнаружена загадочная подпись глазурями: «БКМ». Кто за ней скрывается — пока неизвестно.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+