В этом году в 22-й ярмарке Paris Photo, которая проходит в Гран-пале с 8 по 11 ноября, участвуют 196 галерей. Параллельно в Париже по всему городу организуют тематические мероприятия: дискуссии, кинопоказы и фотовыставки, не говоря уже об аукционах.
Paris Photo основана более 20 лет назад и с тех пор заслужила звание мирового лидера, однако почивать на лаврах ей не стоит. На другой стороне света, в Шанхае, нынешней осенью в пятый раз прошла молодая ярмарка Photofair Shanghai. Ее проводит базирующаяся в Лондоне Всемирная организация фотографии (они же делают Photofair San Francisco). По словам ее директора Джорджии Гриффитс, с момента запуска ярмарки в 2014 году в Китае открылись четыре музея, посвященные фотографии. «Мы верим в то, что фотография — один из связки ключей к будущему китайского арт-рынка», — говорит она. Несмотря на то что 80% из 55 участников шанхайской ярмарки — галереи с пропиской в Азиатско-Тихоокеанском регионе, интернациональных тяжеловесов в ней с каждым годом участвует все больше. На пятой ярмарке в Шанхае дебютировали Galerie Thaddaeus Ropac, König Galerie, Galleria Continua и Pace, которая в прошлый раз показалась здесь со своим спецпроектом.
О прямой конкуренции двух ярмарок речи не идет, и подборка работ в Шанхае, конечно же, отличается от Парижа. Французская ярмарка предлагает огромный ассортимент, начиная с ранних дагеротипов в галереях Robert Hershkowitz и Ханса П.Крауса, продолжая fashion-фотографией (например, работами Эрика Мадигана Хека у Christophe Guye Galerie), а также снимками звезд вроде Анри Картье-Брессона и заканчивая современными произведениями. А китайская ярмарка фокусируется только на современности, особенно на портретах и жанровых сценках. Всемирно известных имен на последней ярмарке в Шанхае было наперечет: Роберт Мэпплторп, Ирвин Пенн и Вали Экспорт у Galerie Thaddaeus Ropac, Magnum выставил Марка Рибу, но с китайской серией. И это уже большой прогресс. Софи Райт из Magnum вспоминает первую Photofair Shanghai так: «Это было похоже на огромный клуб, где люди снимали экспонаты, людей, людей, снимающих экспонаты, и так далее. Мне кажется, в этой суете тогда не все поняли, что здесь что-то продается».
Постепенно ситуация меняется. «Пять лет назад китайские коллекционеры мало что знали о фотографии, но сейчас, отчасти благодаря этой ярмарке, они уже воспринимают фотографию как искусство», — считает коллекционер Дженни Ванг, чей фонд Fosun Foundation специализируется на современном искусстве.
В Китае, прежде чем быть выставленными на ярмарке, фотографии одобряются (или нет) властями. В Париже же никто и бровью не повел от жесткого ню Дайдо Мориямы у Akio Nagasawa или работ Джо Энн Каллис, исследующей темные стороны семейной жизни, у Miranda & Rosegallery. Также на Paris Photo представлены экспериментальные произведения, будь то работы Эдуара Тауфенбаха у Binome или же абстрактная цифровая печать на шелке Асгера Карлсена у V1. В Китае вкусы более консервативны, здесь пока что предпочитают фигуративное искусство.
Что касается цен, то они тоже совершенно разные: миллионы на Paris Photo и десятки тысяч на Photofair Shanghai (хотя, по некоторым данным, Galerie Thaddaeus Ropac наторговала здесь на шестизначную сумму).