Ремонт в Университете Осло может нанести вред недавно отреставрированным картинам.
Монументальный фриз актового зала Университета Осло, созданный Эдвардом Мунком в 1909–1916 годах, был торжественно открыт в 2011 году после длительной реставрации. Этот фриз включает в себя 11 крупноформатных живописных панно в стиле экспрессионизма. Но не прошло и двух лет, как норвежский специалист по охране памятников указал, что на состоянии фриза могут отрицательно сказаться пыль и строительный мусор от наружного ремонта здания, который должен завершиться только летом 2013 года.
«Частицы штукатурки со стен здания содержат щелочи и, по сути, действуют как наждачная бумага», — говорит профессор университета Тине Фрёйсакер (она принимала участие в реставрации фриза). «Нас беспокоит, что эти частицы могут нанести ущерб живописи», — добавляет она. Для защиты от пыли были приняты определенные меры: например, внутри здания было искусственно повышено давление.
Эксперт напоминает, что картины подвержены особой опасности, поскольку не покрыты лаком. «Они слишком велики, чтобы их лакировать. Кроме того, это может испортить уникальную акустику зала, который именно благодаря ей попал в списки культурного наследия. Надо было сначала провести наружные работы, а уже потом ремонтировать здание внутри и заниматься реставрацией фриза», — говорит Фрёйсакер.
И все же она не винит в происходящем ни университет, ни подрядчика. «Правительство должно было предоставить средства раньше. Оно слишком поздно выделило деньги, и университет, который готовился в 2011 году праздновать 200-летие, уже не успел изменить свои планы», — объясняет она.
Фрёйсакер считает, что до восстановления фриз выглядел ужасно, поскольку многие годы страдал от непрофессиональной чистки. «Если бы вы попробовали провести рукой по поверхности, то рука почернела бы от пыли», — заверяет она. Больше всего внешний облик фриза портили загрязнения, накопившиеся в тех местах, где полотна крепятся к раме. Поэтому реставраторам пришлось изготовить новые рамы.
«Летом 2013 года строительные работы будут завершены, и тогда надо будет вновь проверить состояние картин», — говорит Фрёйсакер. «Но на это понадобятся деньги», — добавляет она.